пятница, 12 февраля 2010 г.

Новый Иерусалим

Прямо у шоссе на возвышении на выезде из Истры в сторону Волоколамска стоит Воскресенский Новоиерусалимский ставропигиальный мужской монастырь.

Монастырь со всех сторон окружён кирпичными белыми стенами, выполненными в виде галерей и башен (Гефсиманская, Сионская башни, башня Давидов Дом, Елизаветинская башня, которые получили свои названия по аналогии с названиями башен древней крепостной ограды г. Иерусалима).

В честь Воскресения Христова построен грандиозный по своему масштабу Воскресенский собор. В центре находится храм Воскресения, с запада от него – перекрытая высоким шатром ротонда с Часовней Гроба Господня (Кувуклия). Центральную часть и ротонду Живоносного Гроба Господня соединяет высокая «Царская арка».



Кувуклия («опочивальня») состоит из пещеры Гроба Господня и придела Ангела. С восточной стороны Собора находится подземная церковь Константина и Елены. Ведь при обретении Честного и Животворящего Креста Господня царицей Еленой на месте обретения Креста был обновлен Иерусалимский храм Воскресения. Колокольня обрушилась в 1941 г. вследствие взрыва фашистами Собора, поэтому Трехсвятительский колокол был временно установлен на звоннице с юга от собора.



Новый Иерусалим - таким хотел видеть монастырь с его окрестными территориями патриарх Никон. Строительство шло таким образом, чтобы каждая часть святой земли отразилась как на маленьком островке на территории монастыря: Вифлеем, Галилея, Елеон. Даже река Истра была здесь переименована в Иордан. В замысел композиции храма входили все эпизоды от последних дней Христа до его Воскресения. Вокруг главного алтаря с Горним местом располагаются части храма, символизирующие крестный путь Христа и события, предшествующие воскресению:
- камень Миропомазания,
- «жалостный путь» на Голгофу,
- придельная церковь Воздвижения Креста Господня (Голгофская),
- придел Поругания Господня, или Тернового Венца,
- придельная церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи («Гроб Адамов»).

Наиболее близок к Иерусалимскому храму южный фасад.

Южный фасад

Главный вход в Воскресенский собор Нового Иерусалима, как и в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, находится с южной стороны. Красные врата расположены рядом с Судными.

Слева от них на месте западного входа на Святую Голгофу установлены белокаменные плиты с резной стихотворной «Летописью» архимандрита Никанора.

Камень миропомазания в Ново-Иерусалимском Воскресенском соборе находится прямо напротив Красных врат. Он представляет собой подобие мраморной плиты, которая в Иерусалимском храме Гроба Господня покрывает место, куда праведные Иосиф Аримафейский и Никодим положили Пречистое Тело Спасителя.

К Голгофской церкви в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня ведет достаточно крутая и высокая каменная лестница (путь на Голгофу).

В северной части, в приделе Воздвижения Креста Господня воспроизведено Лобное место (по-еврейски — Голгофа), где был распят Спаситель. В глубине Лобного места находится кипарисовый Крест, привезенный по заказу Патриарха Никона из Палестины. От Креста исходит тонкий запах кипариса, чье благоухание ощутимо иногда во всем соборе. Стопы Спасителя, к которым благоговейно прикладываются богомольцы, временами обильно мироточат.

Плоское камнепостлание с тремя круглыми углублениями означает вершину горы, на которой стоял и 3 креста: Крест Господень и кресты двух разбойников. Глубокая трещина напоминает о расселине, образовавшейся в момент смерти Иисуса, когда «земля потряслась и камни разселись».

Придел Поругания Господня расположен в юго-во сточной части заалтарного обхода. В Иерусалимском храме под престолом такого же придела находится часть камня, принесенного из претории. На этом камне сидел Господь во время возложения на Него багряницы и тернового венца.

Восточнее от Красных и Судных врат в стене есть вход в гробницу Патриарха Никона.


Справа от входа находится придел Архистратига Божия Михаила, где сохранился изразцовый иконостас XVII века, перед которым установлен киот с Тихвинской иконой Божией Матери.


Рядом с ним устроена церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, который предварил пришествие Христа своим рождеством и проповедью, предварил добровольные Его страдания, смерть и сошествие во ад, где он возвестил душам праотцев о явлении в мир Мессии. Святейший патриарх Никон завещал похоронить себя в Воскресенском соборе именно на этом месте, под Голгофой.

В XVIII веке в южной стене над местом погребения был пробит арочный проем, давший возможность подходить к гробнице через Архангельский придел.


Восточный фасад

Церковь святых равноапостольных Константина и Елены углублена в землю на шесть метров. На такой глубине, по преданию, царица Елена обрела в Иерусалиме Животворящий Крест. Когда в 17 в. при строительстве стали рыть котлован, забил источник. Этот источник впоследствии был оформлен как колодец.


Вход в Кувуклию лежит через единственный вход с востока. В приделе Ангела лежит округлый камень — подобие того камня, который был отвален от Гроба Господня Ангелом в ночь Воскресения Христова.

В северной части собора находится Успенская церковь.
Главная святыня - ладонь великомученицы Татьяны, принесенная в 1691 в дар царевной Татьяной Михайловной, сестрой царя Алексея Михайловича.


Также есть крест-мощевик с частицей Креста Господня и др. святынь.

Изначально в соборе было заложено 14 приделов, в XVIII-XIX вв. устроено еще 15. В настоящее время действует всего несколько приделов, ведутся восстановительные работы. Богослужение совершается в Успенском, Архангельском, Предтеченском приделах Воскресенского Собора, а также в храме Рождества Христова.

Гефсиманский сад

На берегах реки Истры, которое повторяет русло реки Иордан, искусственно воссозданы ландшафты Палестинской местности – горы Сион, Фавор и Элеон. Есть тут и источник, именуемый Силоамской купелью, а также другие источники (их всего 3).

Немного дальше находится отходная пустынька» или скит патриарха Никона. По дороге два дерева увешаны платочками, ленточками, тряпочками - люди оставляют их на деревьях словно свои просьбы, желания.