Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь — православный мужской монастырь в Ленинградской области, расположен в 21 км от города Лодейное Поле. Основателем монастыря считается преп. Александр Свирский, которому, имел на то повеление свыше.
Александр жил в хижине близ устья реки Свирь, поскольку любил пустынное житие. Однажды, отойдя далеко от своей хижины, он по обыкновению долго молился, и увидел Ангела Господеня, который сказал ему: "Александре, якоже рех прежде, созижди церковь и братию собери, и монастырь устрой; приидут бо к тебе мнози спастися хотяще, ихже ты наставиши на путь спасения". После чего стал невидим.
Александр жил в хижине близ устья реки Свирь, поскольку любил пустынное житие. Однажды, отойдя далеко от своей хижины, он по обыкновению долго молился, и увидел Ангела Господеня, который сказал ему: "Александре, якоже рех прежде, созижди церковь и братию собери, и монастырь устрой; приидут бо к тебе мнози спастися хотяще, ихже ты наставиши на путь спасения". После чего стал невидим.
В 1507 г. произошло еще более дивное событие. Однажды ночью, - когда Преподобный Александр, по своему обычаю стоял на молитве в отходной пустыне, внезапно келию озарил несказанно яркий свет. Преподобный с удивлением размышлял про себя: "что из этого должно быть?" И вот явились ему три мужа, одетые в весьма светлые белые одежды. Видом они были благообразны и прекрасны, сияя светлее солнца, неким невыразимо славным небесным светом. Каждый из них имел в руке посох.
В житии сказано, что "Преподобный, видя их, весь затрепетал, будучи объят страхом и ужасом. И спустя немного времени, придя в себя, поспешил поклониться им до земли. Они же, взявши его за руку подняли, говоря: "Уповай, блаженне, и не бойся". - Преподобный обратился к ним с такими словами: "Господие мои, аще обретох благодать пред вами, поведайте мне, кто есте вы, иже в таковей сущу славе и святости не преобидесте приити к рабу вашему; ибо николиже видех кого в таковей славе, якоже вас вижду". На что они ему отвечали: "не бойся, мужу, желания, яко благоволи Дух Святый жити в тебе чистоты ради сердца твоего, и якоже глаголах ти древле множицею, и ныне такожде глаголю, да созиждеши церковь и братию собереши и обитель устроиши, яко благоволих тобою многи души спасти и в разум истины привести"".
Когда же преп. Александр вопросил у Господа во Имя кого поставить храм, то Он ответил ему: "Возлюбленне, якоже видиши в триех лицех глаголюща с тобою, созижди Церковь во имя Отца и Сына и Святаго Духа, Единосущныя Троицы". Затем опять сказал: "Азъ же ти мир Мой оставляю, и мир Мой подам ти". После чего Преподобный увидел Господа, распростертыми крыльями, как бы ногами, идущими по земле; и затем Он стал невидим"".
После этого преп. Александр часто размышлял, как и на каком месте поставить церковь. Ему снова явился Ангел в мантии и куколе, стоя на воздухе с рапростертыми крыльями. Он показал ему место для устройства церкви, крестообразно обозначив то рукою, и стал невидим. На этом месте и был поставлен крест.
В 1508 году была построена деревянная церковь, а в 1526 году – каменная церковь Живоначальной Троицы.
По настоянию братии преподобный получил священнический сан и стал игуменом. Приняв игуменство, преп. Александр всячески старался быть незаметным, смиряя себя во всем: он ходил в рубище, спал на голом полу, трудился вместе со всеми. Однажды, в ожидании Праздника Пресвятой Троицы, случился недостаток воды, необходимый для хозяйственных потребностей. Бывший тогда келарь сообщил преподобному, чтобы тот дал распоряжение кому-нибудь из братии сходить за водой. Преп. Александр сам немедленно пошел к озеру и стал носить в пекарню воду. Незанятые трудом братия, услышав об этом, поспешили выйти из своих келий, прося прощения у преподобного и тут же взявшись за помощь.
В монастырь начал стекаться народ: как иноки, так и ищущие молитвенной помощи. Многие из знатного рода приходили к нему, прося благословения, святых молитв и жертвуя из своих средств на устройство монастыря. Еще при жизни преподобного Александра Свирского монастырь складывался как объединение двух поселений: при братских келиях — Троицкий комплекс, у монастырского кладбища — Преображенский.
В конце жизни преп. Александр задумал построить храм Покрова Пресвятой Богородицы. Однажды вечером, после совершения акафиста Богородице, преподобный сел немного отдохнуть в келии, причем сказал келейнику Афанасию: «Чадо, трезвись и бодрствуй, потому что в этот час будет чудное и ужасное посещение». Тотчас раздался сильный голос: "Се Господь грядет и Рождшая Его". Преподобный поспешил выйти в сени своей келии, где его осиял великий свет, сиявший также над всем монастырем. Преподобный, взглянув, увидел над основанием Покровской церкви сидящую на Престоле Пречистую Богородицу с Младенцем, и множество Ангельских чинов, предстоящих Ей. Преподобный пал, не вынесши света, но Богородица ободрила его и благословила обитель: "Востани, избраниче Сына и Бога Моего: се бо приидох посетити тебе, возлюбленниче Мой, соглядати основание Церкве Моея зане услышася уст твоих молитва, ктому прочее да не скорбиши! А еже молился еси о ученицех твоих и о Обители твоей, се Отныне всем изобиловати имать: и не токмо при животе твоем, но и по отшествии твоем неотступна буду от Обители твоея, подающи потребная неоскудне и снабдевающи и покрывающи. Смотри же и виждь опасно, колико инок сошедшихся в паству твою, иже тобою имут быти наставлени на путь спасения, о Имени Святыя Троицы". И тут прп. Александр увидел множество своих иноков, идущих на основание церкви Ея. Одни несли камни, другие - кирпичи или что иное для построения церкви. Пречистая снова обратилась к преподобному: "Возлюбленниче Мой, аще кто и един кирпич принесет на сограждение церкве Моея, во Имя Иисуса Христа Сына и Бога Моего, не погубит мзды своея". Действительно, первой каменной церковью в обители стала Покровская церковь.
За год до своего отшествия в мир иной преп. Александр проразумел Духом Святым свою приближающуюся кончину. С тех пор он постоянно поучал братию в делах благочестия: "должны есмы мы сильнии немощи немощных носити, и не себе угождати, но кийждо ближнему своему во благое к созиданию". Известно, что впоследствии до пятнадцати учеников преп. Александра Свирского были прославлены Русской Православной Церковью.
Каменная церковь Покрова Божией Матери была построена в 1533 году. Строительство её велось на пожертвования царя Василия III. Церковь с трапезной и звонницей выполнена в Новгородском стиле.
Перед своей кончиной преп. Александр позвал братию и повелел ей: «Свяжите тело мое грешное по ногам веревкой и отволочите его в болотную дебрь и, закопавши во мху, затопчите своими ногами». Но поскольку братия не соглашалась, преподобный указал не хоронить его в обители, но в его пустыньке у церкви Преображения Господня. Преп. Александр преставился 85 лет 30 августа 1533 г.
В Смуту, между 1613 и 1615 гг., обитель трижды подвергалась разорениям. Литовцы и поляки замучили 27 монахов и 32 работника. Вероятно, погиб и игумен Паисий. Вскоре местное ополчение разгромило у Олонца интервентов и освободило край. Игумен Феодорит застал уцелевшей только деревянную Никольскую церковь в отходной пустыне.
Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, разрушенная шведами и поляками в 1618 году, также воссоздавалась из руин на старом основании в 1619 — 1620 гг.
В целом, к 1620 г. монастырь постепенно стал восстанавливаться попечением царственной инокини Марфы - матери первого Государя из дома Романовых. Были восстановлены Троицкий собор, Покровская церковь с трапезной, кельи и службы. При следующем игумене Авраамии был восстановлен в камне Преображенский собор в бывшей отходной пустыни.
В 1641 г. при перестройке церкви Преображения мощи преп. Александра были обретены нетленными. Это сопровождалось особыми знамениями: 15 и 16 апреля был необыкновенно сильный гром, а молния сияла даже на земле. 17 апреля во дворе монастыря расчищали площадку для строительства. И вдруг в земле открылась пещера, своды которой стояли ничем не поддерживаемые. В пещере виднелся гроб. Братия, как повествует древнерусская летопись, «открыв малые верхние доски гроба со всяким опасением и видя во гробе тело цело, ничем не рушимо и ризы такожды целы и нетленны, во ужасе бысть велице». Когда стали служить молебен, тело Преподобного, бывшее захороненным 108 лет назад, покрылось каплями мира, распространявшего вокруг сильное благоухание.
10 августа того же года в присутствии митрополита Новгородского Афония, архимандрита Хутынского монастыря Иосифа и др. мощи были тщательно обследованы. «Иерарх снял схиму и параман, раскрыл перси и руки Преподобного...» Таким образом убедились в нетленности тела и в том, что мощи принадлежат первому игумену Свирской обители Преподобному Александру. Из-под аналава была видна часть бороды, а «ноги же лежали, как у новопочившего - правая плюсною кверху, а левая обращена в сторону».
Мощи поместили в пожертвованную Царем Михаилом Феодоровичем серебряную раку и перенесли в оконченный строительством Преображенский собор.
В 1647-1674 годы в Троицком монастыре была возведена трехъярусная звонница, поставленная на широком четырехугольном основании и увенчанная тремя шатрами. На третьем ярусе были устроены «боевые» часы. Их разобрали в XIX веке при перестройке звонницы.
В 1677-1698 годы Троицкий монастырь по периметру был окружен двухэтажными корпусами келий. К концу 19 века корпус на западной стороне имел длину 72 саж. В нем содержались: а) Архиерейские покои с домовою при них церковью во имя Святителя Николая, б) Губернаторское помещение, в) 46 комнат для помещения богомольцев и мастеровых из братии и г) внизу 4 мастерские. Корпус на восточной стороне, длиной 68 саж., включал в себя: а) гостиную для приема богомольцев, б) странноприемную, в) трапезы для богомольцев, мужскую и женскую, г) кубо-грейную и д) помещения для гостинщиков и мастеровых — 48 комнат. Корпус со святыми воротами на южной стороне, длиной 48 саж., содержал: 8 келий, две мастерские и два сарая.
В 1681 году была сооружена надвратная церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи над южными вратами. В 1685-1668 г. при игумене Макарии построена Церковь свв. прор. Захарии и Елизаветы.
В 1641 г. при перестройке церкви Преображения мощи преп. Александра были обретены нетленными. Это сопровождалось особыми знамениями: 15 и 16 апреля был необыкновенно сильный гром, а молния сияла даже на земле. 17 апреля во дворе монастыря расчищали площадку для строительства. И вдруг в земле открылась пещера, своды которой стояли ничем не поддерживаемые. В пещере виднелся гроб. Братия, как повествует древнерусская летопись, «открыв малые верхние доски гроба со всяким опасением и видя во гробе тело цело, ничем не рушимо и ризы такожды целы и нетленны, во ужасе бысть велице». Когда стали служить молебен, тело Преподобного, бывшее захороненным 108 лет назад, покрылось каплями мира, распространявшего вокруг сильное благоухание.
10 августа того же года в присутствии митрополита Новгородского Афония, архимандрита Хутынского монастыря Иосифа и др. мощи были тщательно обследованы. «Иерарх снял схиму и параман, раскрыл перси и руки Преподобного...» Таким образом убедились в нетленности тела и в том, что мощи принадлежат первому игумену Свирской обители Преподобному Александру. Из-под аналава была видна часть бороды, а «ноги же лежали, как у новопочившего - правая плюсною кверху, а левая обращена в сторону».
Мощи поместили в пожертвованную Царем Михаилом Феодоровичем серебряную раку и перенесли в оконченный строительством Преображенский собор.
В 1647-1674 годы в Троицком монастыре была возведена трехъярусная звонница, поставленная на широком четырехугольном основании и увенчанная тремя шатрами. На третьем ярусе были устроены «боевые» часы. Их разобрали в XIX веке при перестройке звонницы.
В 1677-1698 годы Троицкий монастырь по периметру был окружен двухэтажными корпусами келий. К концу 19 века корпус на западной стороне имел длину 72 саж. В нем содержались: а) Архиерейские покои с домовою при них церковью во имя Святителя Николая, б) Губернаторское помещение, в) 46 комнат для помещения богомольцев и мастеровых из братии и г) внизу 4 мастерские. Корпус на восточной стороне, длиной 68 саж., включал в себя: а) гостиную для приема богомольцев, б) странноприемную, в) трапезы для богомольцев, мужскую и женскую, г) кубо-грейную и д) помещения для гостинщиков и мастеровых — 48 комнат. Корпус со святыми воротами на южной стороне, длиной 48 саж., содержал: 8 келий, две мастерские и два сарая.
В 1681 году была сооружена надвратная церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи над южными вратами. В 1685-1668 г. при игумене Макарии построена Церковь свв. прор. Захарии и Елизаветы.
Церковь прор. Захарии и Елизаветы
Церковь была построена иждивением дьяка Захарии (Богдана) Силина к южному фасаду собора, соединяясь с ним сводчатой галереей, а к храму была пристроена шатровая колокольня, ныне утраченная.
Тот же благочестивый человек завещал в монастырь свой дом со двором и постройками в Москве у Никитских ворот и образ Преподобного Александра в серебряной ризе в иконостас Преображенского собора.
С 1694 по 1697 гг. был разобран обветшавший Троицкий собор и построен новый. Его освятил митрополит Иов.
В плане он прямоугольный, с тремя полукружиями алтарных апсид на востоке, с трех сторон охвачен одноэтажной галереей. Кирпичные наличники окон не повторяют один другой. Западная парадная лестница первоначально ведет в галерею, откуда можно попасть в обширную трапезную со сводами, опирающимися на массивный столб. В цоколе под галереей и трапезной находятся обширные подвалы, где располагались поварня, просвирня, хлебня. Через трапезную был вход в высокий основной объем собора. Световой барабан купола поддерживают 4 столба, прямоугольных в плане. В архитектурном облике собора сочетаются простота и лаконизм общей композиции, восходящей к новгородской школе, и "московская" декоративность.
Придел в честь преподобного Александра Свирского в каменном Преображенском соборе построили в 1716 году.
Церковь Иоанна Дамаскина, или «Больничная», построена в 1716-1718 году к северу от Троицкого собора.
Каменная часовня Святой Троицы построена на том месте, где, по преданию, преподобному Александру Свирскому явилась Пресвятая Троица.
В 1791 г. на месте старой деревянной церкви, построенной преп. Александром, был возвигнут каменный собор Живоначальной Троицы.
В 1791 г. на месте старой деревянной церкви, построенной преп. Александром, был возвигнут каменный собор Живоначальной Троицы.
После пожара 1784 года и ремонта в 1833 году церковь святых пророка Захарии и Елисаветы сильно изменилась. От первоначального собора сохранилось лишь окно над входом южного фасада, имеющее наличник из двух колонок с треугольным фронтоном. Шатровая колокольня была расширена с востока и запада.
С июня 1817 года в монастыре подвизались иеромонах Леонид (преп. Лев Оптинский) и схимонах Феодор - ученик молдавского старца Паисия (Величковского). Прожив вместе на Валааме 6 лет, они ушли, стремясь к безмолвию, в Александро-Свирский монастырь. Отец Феодор здесь же и преставился, а отец Леонид вместе с шестью учениками прибыл в Оптину пустынь. Но, будучи еще в Александро-Свирской обители, он стал духовным наставником для еще одного русского святого - Игнатия (Брянчанинова), который начал свой иноческий подвиг именно в монастыре, основанном Преподобным Александром.
В 1856-1857-х гг. инженер Гортинг-Гортицкий заменил деревянные перекрытия Преображенского Собора металлическими, а под руководством архитектора Тухтарева были расширены некоторые дверные и оконные проемы. В конце 1870-х гг. устроена новая серебряная рака для мощей преп. Александра Свирского весом 11 пудов. Прежняя рака перенесена в Троицкий собор (крышка сохранилась в собрании Русского музея).
В 1873 - 1874 гг. Преображенский Собор расширен с запада, сделаны обширные хоры, изменен его фасад.Церковь Преподобного Иоанна Дамаскина, от времени пришедшая в полное разрушение, была возобновлена в 1896 году благодаря старанию настоятеля Агафангела и щедрым пожертвованиям мирян.
В 1900 году сделана пристройка к западной стороне Преображенского собора с хорами для братии, отделанными деревянными точеными перилами. В 1903 и 1904 годах собор был расписан внутри живописными изображениями, отделан заново придел и также расписан.
Трехъярусная колокольня построена в 1904 году. Ныне на колокольне установлены 6 колоколов, звон которых слышен далеко на территории всего Свирского природного заповедника.
В начале 20 века воспитании в монастыре находилось 40 сирот. Бедным жителям окрестных деревень бесплатно отпускались лекарства и оказывалась медицинская помощь.
Трехъярусная колокольня построена в 1904 году. Ныне на колокольне установлены 6 колоколов, звон которых слышен далеко на территории всего Свирского природного заповедника.
В начале 20 века воспитании в монастыре находилось 40 сирот. Бедным жителям окрестных деревень бесплатно отпускались лекарства и оказывалась медицинская помощь.
При архимандрите Агафангеле монастырь настолько духовно вырос, за что его стали называть Олонецкой Лаврой.
После революции монастырь был разрушен. В 1918 году в западной стене Троицкого собора братия устроила тайник, в который были заключены рака и часть ризничных вещей. Но в октябре тайник был обнаружен. Олонецкая губернская Чрезвычайная комиссия изъяла все предметы и перевезла их в Петрозаводск. Были арестованы, а потом и расстреляны архимандрит Евгений, казначей Варсонофий, иеромонах Исайя, Алексей Петров и Василий Стальбовский за «контрреволюционные призывы и сопротивление». Еще пятерых монахов посадили в тюрьму.
Во время погрома Свирского монастыря «мощи из раки вынули, трогали их. Хотели увезти с собою, но братия упросила оставить, и оставили». В декабре 1918 года мощи все же перевезли в Лодейное Поле, где они были освидетельствованы губернскими врачами. После этого останки святого были выставлены на обозрение в больничной часовне. Даже в то время никто не мог не признать факта нетления мощей, хотя делалось это чисто с научной точки зрения, не признающей святость.
Решение об окончательном закрытии монастыря пришло в 1925 году.
С 1955 года в Троицком комплексе монастыря расположилась психиатрическая больница, куда свозили болящих со всей Ленинградской области.
С 1955 года в Троицком комплексе монастыря расположилась психиатрическая больница, куда свозили болящих со всей Ленинградской области.
Интересным является свидетельство одного человека, который в 60-е годы работал над реставрацией фресок. Он побывал в монастыре сразу после его открытия и еще раз приехал летом 2001 года. Войдя в Троицкий собор, он остановился в изумлении и спросил: "Кто у вас работал над реставрацией?" - "Никто". - "А почему же краски стали такими яркими и изображение рельефным?" - "Потому что произошло чудо. В православии это называется - "фрески обновились".
14 июля 1997 года было получено благословение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира на возрождение Александро-Свирского монастыря. 19 августа 1997 года произошла передача поруганного и бесхозного монастыря Русской Православной Церкви. 22 сентября 1998 года Министерством Культуры РФ и Министерством Государственного имущества РФ было подписано официальное распоряжение о передаче монастыря Санкт-Петербургской Епархии Русской Православной Церкви.
30 июля 1998 года были обретены мощи преподобного Александра Свирского Чудотворца. Их поместили ак и прежде, до разорения монастыря в Преображенском соборе. У святых мощей совершается множество чудес и исцелений. Когда в монастырь приезжают паломники и молятся перед святыми мощами с покаянием и просьбой о помощи, на мощах часто появляются капельки мира. Их стирают марлечкой, а потом помещают в сосуд с чистым освященным елеем. Разливают этот елей в специальные бутылочки и дают как благословение паломником.
Как выглядит монастырь сегодня?
У входа в монастырь располагается надвратный храм свт. Николая Чудотворца с надвратным образом прп. Александра, предстоящего Святой Троице. Длинная арка когда-то была расписана сюжетами из жития прп. Александра. Справа от святых врат стоит часовня, воздвигнутая на месте первой кельи прп. Александра. Эта уже третья часовня на месте кельи преподобного. Это место ограждено деревянным ограждением, на землю насыпан песочек, который с благоговением берут с собою богомольцы. Известны случаи исцеления от святого песочка, особенно, если с верой прочесть молитву, составленную самим преподобным Александром. В часовне всегда есть текст этой молитвы.
Есть в монастыре колодец, который был вырыт еще руками Преподобного Александра. Он восстановлен, но, поскольку рядом с ним долгое время находилась бензоколонка, то воду приходилось брать не для питья, а лишь для окропления. Осенью 1998 года монахи возрождающегося Александро-Свирского монастыря сняли в колодце слой грунта в несколько метров, засыпали все чистым песком, проложили кольца. При раскопках открылся старый сруб времен преп. Александра. Одни бревна почти сгнили, а другие хорошо сохранились.
Самое интересная находка оказалась на дне колодца -это деревянный короб, в котором был уложен черный камень. Оказалось, что это специальное приспособление для фильтрации воды. Так святой Александр позаботился обо всем заранее! Колодец находится за монастырскими воротами, а по другую сторону, уже на территории обители, есть еще одна часовня. Она поставлена на том месте, где святому Александру в 1507 году было явление Святой Троицы.
В этой часовне второй половины XIX века по сей день служатся молебны. Чуть подальше расположен участок, где стояла келья преподобного.
Церковь Покрова
Церковь Иоанна Дамаскина в Троицком Александро-Свирском монастыре. Старая Слобода, Ленинградская область.
До источника в честь преподобного Александра Свирского от монастыря нужно пройти в глубину леса примерно 1300 м. По преданию именно в этом месте преподобному Никандру являлся Александр Свирский во время ночных молитв.
Этот источник в народе получил названия Дальний или Желтый. Вода в источнике голубоватого цвета, но вытекая, она окрашивает цвет травы в ржавый цвет, т.к. содержит железистые соединения. Глубина, источника доходит до семи метров. Есть две отдельных купальни для сестер и братьев. Температура воды круглый год + 4. Железистую воду пьют при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и желчного пузыря, мочекаменной болезни.
http://www.svirskoe.ru/ru/history/index.php
http://svir.orthost.ru/svirskogo_text.html
http://www.novodev.narod.ru/svir/svir.html
http://eparhia.onego.ru/svirmon.htm
http://svyato.info/2008/09/02/kladez-aleksandra-svirskogo.html
http://www.photosight.ru/photos/1435572/
Монастыри Санкт-Петербургской епархии. Спутник паломника. 2004, - 192 с.
Низовский А.Ю. Самые знаменитые монастыри и храмы России. Москва. "Вече", 2000, - 464 с.
Житие и чудеса преподобнаго и богоноснаго отца нашего Александра игумена Свирского чудотворца. - С.-Петербург, 1905.
Адрес обители: Ленинградская область, Лодейнопольский район, Андреевская волость, д. Старая Слобода. Тел.(264)
Телефон: (8-81364)-44-530, (8-81364)-44-544
Как добраться:
Автобусом, отправляющимся из Санкт-Петербурга с 1-го автобусного вокзала до г. Лодейное Поле, а там местным автобусом до д. Старая Слобода (пос. Свирское).
Либо прямым автобусом с 1-го автобусного вокзала по ежедневному маршруту № 863 «С.-Петербург - Свирское - С.-Петербург».
В Свирском предварительная продажа билетов осуществляется в кафе «Паломник».
Справочная автовокзала Санкт-Петербурга тел: (812) 766-57-77.
Справочная автовокзала г. Лодейное Поле тел: (81364) 2-23-50.
По маршруту Лодейное Поле - Александро-Свирский монастырь работают маршрутные такси. Расписание движения маршруток можно узнать по тел.: +7-921-561-34-74
Справочная железнодорожного вокзала г. Лодейное Поле тел: (81364) 2-18-73
Личным транспортом: 253-ый км Мурманского шоссе, до указателя на трассе - пос. Свирское, и далее 5 км до пос. Свирское.
Доехать можно на автомашине по Мурманской трассе — 260 км, поворот на с. Свирское, или на электричке до Лодейного Поля (с автовокзала — автобус), а там местный автобус до с.Свирское. Монастырские ворота открываются в 6.00 (Вс. и Пн. - 8.00) и закрываются по окончании вечернего богослужения, примерно в 20.00.
Здорово!
ОтветитьУдалитьЯ в начале подумал что это этот монастырь - http://great-travel.ru/1452-svyato-troickiy-monastyr-moskovskaya-oblast-rossiya.html , но потом понял что заблуждался.
ОтветитьУдалить