Князь Дмитрий Иванович (в фольклоре названный Байда), православный шляхтич, магнат, был одним из первых организаторов казацких войск. На свои средства он основал первую крепость на Малой Хортице. Монастырь же был построен на окраине города, вне крепостных и городских стен. С запада к нему подходили сыпучие пески, а с трех других сторон окружали непроходимые болота. Однако имеются сведения, что место основания монастыря было указано явленной иконой Божией Матери Одигитрия.
При Богдане Хмельницком Троицкий монастырь благоденствовал. Обитель стала одной из самых благоустроенных и процветающих на Украине.
С 1658 по 1675 Чигиринский монастырь стал местом пребывания двух Киевских митрополитов: Дионисия Балабана и Иосифа Нелюбовича-Тукальського.
Монастырь стал женским в 1735 году, когда число вдов и невест, потерявших своих женихов в войнах, многократно превысило число мужской братии, которая не в силах была совладать с укреплением песчаных заболоченных грунтов монастыря. Монахиня Парфения, написавшая очерк о монастыре, изданный в Киеве в 1893 году, свидетельствует: «…всё здоровые обитательницы монастыря, после вечернего богослужения, переносят на своих плечах массы песка с возвышенных мест в монастыре для засыпки котловин и починки плотин…»
На картине Т. Г. Шевченко «Чигиринский монастырь девичий» 1845 г. на переднем плане изображены кельи и обычное для Украины народное жилье в окружении могучих осокорей и садов. На заднем плане видны два храма (Свято-Троицкий и Преображения Господня), а также колокольня, построенные в середине XVIII и начале XIX в.
Монастырь пережил униатский захват, когда игуменьей монастыря поставили «прегорькую пьяницу униатку Ястрембскую, священником же – попа униата Яна». Монахини уклонились от совращения в униатство, покинув обитель. После изгнания униатов, монахини нашли монастырь «совершенно опустошённым, кельи разрушены и всё имущество было разграблено».
Четыре раза за свою историю монастырь уничтожался до основания. В начале 1923 г. при обители создали детскую трудовую колонию имени Г. Ф. Гринько. 18 августа 1923 Киевский губликвидком принял решение о закрытии Чигиринского Свято-Троицкого монастыря, поскольку «на территории, где имеется детский дом, недопустимо соседство монастыря. Часть насельниц во главе с матушкой игуменией Рафаилой (Раиса Васильевна Тертацкая) нашли приют в доме одной богобоязненной семьи. Там совершались службы. Многие современники смотрели на этот дом с ненавистью.
Ночью 26 августа 1926 года, в день свв. Мефодия и Кирилла, чигиринский юродивый Варфолмей волновался, стучал в окно: «Матушка Рафаила, убегай! Через полчаса – тебе смерть!» Ответила игуменья: «На всё воля Божия. Я сестёр не оставлю».
«… в дом ворвалась группа активистов местной организации «Безбожник» во главе с её руководителем чекистом Иваном Леонтиевичем Саламащенко <жутка будет его смерть>. Шестеро пьяных мужиков нагло схватили настоятельницу, вывели её на улицу, привязали к груше, обложили сеном, а затем подожгли, требуя, чтобы она сняла с груди крест и отдала им спрятанную ею ранее церковную утварь… Мать Елпидифора (преклонных лет, бывшая монастырская казначея. – О.С.) взяла в руки икону Божией Матери «Неопалимая Купина», и все сёстры безбоязненно вышли во двор. Они упали на колени… неожиданно разразился сильный гром, блеснула молния, и начался сильный дождь. Огненное пламя, едва успев разгореться, погасло. Тогда озлобленные мучители положили матушку на телегу и, связав её, повезли в старую скотобойню, где 49-летней игумении устроили зверский самосуд. Вначале насильники надругались над Христовой невестой, а затем в сатанинской злобе, неистово над ней издевались. Они жестоко били её прикладом по голове, оборвали ей волосы, выбили шест верных зубов, вырвали нижнюю челюсть. Безбожники перебили матушке рёбра, верхнюю левую голень и раздавили в одинаковых местах нижние голени обеих ног (вероятно, переехали их подводой.) Исповедница крестилась, – и богоненавистники переломали ей правую руку. А напоследок по-зверски искололи страдалицу штыками и закопали в землю – ещё живой…» Одна из послушниц монастыря «откопала изуродованное и окровавленное тело мученицы. Матушка ещё недолго дышала…» (1)
Её тайно похоронили на Казанском кладбище – в «цыганском углу», поставив над могилкой маленький крест. Многие годы за этим особым погребением ухаживала монахиня Маргарита (Мария Устиновна Нагорная была свидетельницей мученической кончины игумении Рафаилы, она отрыла её ещё живой, и она же была свидетельницей жуткой и нераскаянной смерти чекиста Саламащенко). С 1999 года за могилой, по благословению священника, стала ухаживать монахиня Екатерина (Валентина Васильевна Калашник), нынешняя игумения Свято-Троицкой обители, которая у гроба мученицы получила исцеление и духовное укрепление.
В 1929 г. в стенах Чигиринского монастыря была создана коммуна им. 12-го съезда Советов Шевченковщины. Впоследствии коммуна переросла в колхоз им. Ленина. Колхозники, расширяя свое производство, установили в Свято-Троице храме маслобойный.
Весной 1932 активисты и комсомольцы города и села Витово начали трактором разрушать храмы монастыря, с помощью канатов сваливали кресты с куполов церквей, разрывали деревянные стены теплой, а затем и летней церквей. Уже в сентябре 1933 г. на месте Троицкой церкви остался один фундамент, а от церкви Преображения Господня - лишь место, где она возвышалась.
До 1956 г. от обители сохранилось 16 монастырских корпусов, вне ограды - дом священнослужителя. В 1973 году по решению городского совета корпуса бывшей обители были отданы под квартиры местному населению.
Новые власти также помогли разрушению монастыря, ища новые клады. На колокольне обнаружили даже неведомо кому принадлежащее имущество – драгоценные предметы, золото, ковры, ткани, имеющие, как всегда, историческую ценность.
Вся территория вокруг храмов, вокруг монастыря – некрополь, здесь лежат кости огромного числа казаков, монахов, монахинь, мирян… В 1972 году монастырский некрополь разрыли, превратив его в песчаный карьер. «С останками захоронений чигиринцы (от мала до стара) поступали кощунственно: костями бросались, черепами играли в футбол или натыкали их на палки и с ироническими насмешками возили по городу. Особенно досталось малоистлевшим останкам. Старожилы рассказывали, что в процессе разрушения иногда извлекали из могил практически полностью сохранившиеся тела и облачения». Песок из карьера решили использовать для отсыпки дороги к электростанции, которую так и не построили.
В 2003 году в город вернулась чудотворная заступница Чигирина – икона Божией Матери Одигитрия.
12 декабря 2006 архиепископ Черкасский и Каневский Софроний в сослужении многочисленного духовенства епархии совершил Божественную литургию в храме в честь Казанской иконы Божьей Матери Чигирина. После Литургии состоялся крестный ход с мощами местночтимых прмц. Рафаилы (Тартацкая).
Слава о чудесах, совершаемых по молитвам к преподобномученице, расходится по всему православному миру. Известны случаи исцеления от наркомании, от головной и зубной боли, различных травм головы, рук и ног, по молитвам к матушке люди находят работу и жильё, покровительствует матушка водителям, путешествующим, нищим … Преподобномученице игумении Рафаиле надо молиться в первую очередь тому, кто падает под тяжестью своего Креста. Молиться о том, чтобы донести даже самый тяжелый Крест - до конца.
Временный Свято-Троицкий храм изначально решили сделать внутри железнодорожного вагона. Получился такой необычный монастырь "на рельсах" с небольшим куполом и звонницей на швеллерах.В настоящее время в Свято-Троицком монастыре располагаются пределы в честь Преображения Господня, свт. Николая Чудотворца, свт. Митрофана Воронежского.
В обители находятся святые источники: Святой Троицы, вмц. Марины, вмц. Варвары, мч. Иоанна Воина, сщмч. Киприана и мц.Иустины, прмц. Рафаилы, игумении Чигиринской.
Адрес: Украина, 20901, Черкасская обл., г.Чигирин, ул.Короленко, 47.
Тел.: + 38 097 297 98 47; + 38 04730 270 63
http://orthodoxy.org.ua/uk/tserkovni_hroniki/2006/12/25/4794.html
http://www.odnarodyna.ru/articles/14/918.html?print
www.mineya.ru/august/89-rafaila-chigirinsk.pdf