Город Невьянск расположен на реке Нейва, в 75 км от Екатеринбурга. В 1702 году построенный Невьянский завод по указу Петра I был передан во владение тульскому заводчику Никите Демидову. Ему предписывалось завести заводской поселок и церковь. Так, прямо на территории демидовского завода в 1710 году была возведена деревянная церковь Преображения Господня с тремя приделами: в память Преображения Господня, Успения Богородицы и во имя апостолов Петра и Павла. Церковь построили в живописном месте - на берегу пруда. Территория завода была обнесена деревянной крепостной стеной, напоминая настоящий кремль.
На территории завода также была построена высокая башня (1722-1732 гг.), на последнем этаже которой располагалась колокольня. К колоколам подвели струны курантов, которые Демидов купил в Англии.
Колокола на башне
Одной из функций башни была дозорная, поскольку заводы на Урале порой разоряли то башкиры, то просто "лихие люди". По одной из версий, башня накренилась в самом начале строительства, но была надёжно укреплена, а по другой - её сделали наклонной специально, наподобие Пизанской башни в Италии. Несмотря на то, что уклон башни был около 2 м, до сих пор этот уклон не увеличился, так что она стоит довольно устойчиво.
Известно, что приблизительно в первом десятилетии в этой местности произошло чудное обретение иконы Божией матери. Предание гласит: "Шли из России несколько человек бурлаков для водворения на горных заводах, и на дороге, ведущей к Невьянскому заводу, обрели скит монашествующих и изъявили желание последовать примеру проживающих в скиту монахов, где и остались для всегдашнего проживания. Но необузданное своеволие бурлаков видело в мирной жизни схимников один только тяжелый труд в работах и молитвах, чего им скоро наскучило и они решили продолжать свой путь далее к Невьянскому заводу. Скит, в котором проживали, разорили и разграбили, оставив на том месте только одну святую икону Знамения Пресвятой Богородицы. Но Образ Богоматери не благоволил оставаться в неизвестности, ибо от сей святой иконы был глас, повелевающий бурлакам непременно взять ее с собою, угрожая в противном случае обнаружить их грабительство и разорение скита. Три раза они покушались спрятать святую икону в лесу, но глас повелевал немедленно взять ее с собою. Бурлаки, вследствие трехкратной неудачи, решились нести святую икону с собой.
Не доходя до Невьянского завода, послали в оный несколько человек из своих товарищей, чтобы объявить кому-либо о несенной ими святой иконе, столь чудно на них подействовавшей. По приходе в Невьянск они нашли квартиру, и когда хозяину оной рассказали о своих обстоятельствах, то он ужаснулся принять со святой иконой в дом свой. Тогда посланные возвратились к оставшимся при святой иконе товарищам, то по всеобщем совещании решили никому в заводе о святой иконе не объявлять, а поставить таковую на заводскую тульскую башню, что по приходе в Невьянск и исполнили.
Явление иконы тотчас же сделалось известным жителям завода, и икона была принесена в церковь. Явление чудотворной иконы произвело на жителей Невьянска большое впечатление. Один из жителей Невьянска, Савва Медведев, был заподозрен в краже вещей у жителя деревни Каменки, но так как подозрение на Медведева было невинное, то он и приносил Господу Богу теплые молитвы об избавлении [от] возводимого на него обвинения. Молитвы Медведева были услышаны защитою и покровительством явившейся святой иконы на башне: в одну ночь явившаяся на башне икона, находящаяся уже в то время в церкви, явилась Медведеву и рекла: “Если ты обещаешься перенести меня в дом свой, будешь избавлен от возводимого на тебя напрасного обвинения”. Обрадованный чудесным явлением святой иконы, Медведев дал в этом обещание, и действительно в скором времени потребован в Алапаевскую провинцию для ответа по возводимому на него обвинению в краже. Но лишь только явился в провинцию, претендатель пал перед ним ниц и просил прощения в напрасном обвинении, так как учинивший кражу был уже обнаружен и предан суду.
Такое проявление милости Божией тем разительнее подействовало на Медведева исполнить данное им обещание чудотворной иконе. По возвращении в Невьянск Медведев немедля явился к протоиерею, сказал ему все происшедшия с ним обстоятельства и просил уступить ему святую икону. Протоиерей затруднился вырешить единолично просьбу Медведева, посоветовался с властями Невьянского завода, и по всеобщем совещании было решено продать святую икону Медведеву за три рубля (в 1709 г.), а деньги приложить в церковь.
Вскоре после того Медведев был переведен на жительство с Невьянского в Верхне-Тагильский завод, тогда он перенес с собой и чудотворную икону. Находилась святая икона во владении Медведева, в Невьянске и Тагиле, 44 года. В 1753 г., когда в Верхне-Тагильском заводе была построена церковь, Медведев с общего согласия всех жителей внес в церковь сию чудотворную икону и вместе с ней внес еще три иконы: Пресвятыя Живоначальныя Троицы, Святого пророка Илии и Святых мученик флора и Лавра, сам же, будучи человеком усердным и богобоязненным, был избран церковным старостою.
От сей чудотворной иконы Знамения Божией Матери бывали многая исцеления от различных болезней с верою и усердием к ней притекающим...
В Невьянском заводе был необыкновенный падеж на скота. Тогда жители Невьянска вспомнили о святой иконе, явившейся на башне, и пожелали принести таковую в Невьянск для принесения теплых молитв об избавлении от падежа, что ими и было исполнено. По принесении теплых молитв сему чудотворному Образу падеж на скота прекратился. Поэтому жители Невьянска положили обет ежегодно приносить святую икону в Невьянск к празднику Святых Апостолов Петра и Павла и приносить обратно в Тагил к празднику Святого Пророка Илии, что с большим радением исполняется и поныне. В одно время при переносе святой иконы из Тагила в Невьянск, священники, служа молебен на речке Калате, между собою поссорились. Когда хотели продолжать ход, святую икону не могли даже поднять с места. Видя такое чудотворение святой иконы, сопровождающие трудолюбивые богомольцы стали просить священников, чтобы они примирились. И когда священники искренно простились между собою, тогда чудотворная икона несена бысть с необыкновенною легкостию ".
В 1772 году Преображенская церковь очень сильно пострадала во время большого пожара, поэтому ее пришлось отстроить заново. В эти же годы освятили еще один придел: в честь преподобного Саввы. Тем не менее демидовская церковь уже не могла вместить всех желающих:
Невьянский завод превратился в крупное предприятие, а количество жителей в заводском поселке превышало несколько тысяч. В результате Невьянская заводская контора обратилась в Пермскую епархию за разрешением строительства нового каменного храма, на что и было получено разрешение.
Невьянский завод превратился в крупное предприятие, а количество жителей в заводском поселке превышало несколько тысяч. В результате Невьянская заводская контора обратилась в Пермскую епархию за разрешением строительства нового каменного храма, на что и было получено разрешение.
Спасо-Преображенский Собор был заложен 10 августа 1824 г. как приходская церковь. В основание церкви положили закладную чугунную плиту со следующей надписью: “В Старо-Невьянском заводе покойного господина Коллежского советника Петра Саввича Яковлева... заложен сей храм... на память святого мученика и архидиакона Лаврентия во имя божественного преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа... заложение же сия совершил сам епархалъный преосвященный Дионисий Пермский и Екатеринбургский с протоиереями и священниками по божественной литургии, которую сам совершил”. Строился Преображенский храм в стиле позднего классицизма на средства заводовладельцев Яковлевых и на частные пожертвования. В своем первоначальном виде он обладал цельностью композиции с последовательно воплощенным центрическим принципом и «всефасадностью»: он был квадратным в плане, одноэтажным, четырехстолпным, пяти-купольным, дополненным с четырех сторон колонными портиками дорического ордера. Идея строгой центричности и подчиненности всех элементов композиции главному нашла свое выражение и в решении малых куполов, поставленных на низкие глухие барабаны.
Снятие с креста (Невьянск, середина 19 века)
Главное два боковых крыльца были покрыты узорчатыми чугунными плитами (подобные находятся в наклонной башне). Такие же плиты покрывали пол в храме.
Место для строительства было выбрано не случайно — на центральной площади рядом с наклонной башней, которая была видна издалека.
В 1826 году, когда были завершены основные строительные работы, сгорела старая деревянная церковь, так что новый храм принял в себя всех прихожан. Деревянный иконостас с изображениями святых. Как гласит предание, иконостас из старой демидовской церкви был целиком перенесен в новый храм. В 1827 году освятили правый придел в честь Успения Пресвятой Богородицы, через три года - левый придел во имя апостолов Петра и Павла и центральный придел Преображения Господня.
В 1850 году было принято решение о пристройке к церкви каменного притвора с трапезной и колокольни. В 1851 г. началось строительство. Как рассказывает предание, перед возведением колокольни священник поставил условие, чтобы она непременно была выше демидовской башни, так как “Бог выше Демидова”. Тем не менее по завершении строительства колокольня все равно оказалась ниже. Тогда было решено водрузить шпиль с крестом. В результате Спасо-Преображенская церковь превзошла наклонную башню по своей высоте: 64 метра против 57 с половиной.
Колокольня опиралась на широкий прямоугольный дверной проем притвора. Стены в нижней части были прорезаны полукруглыми проемами, в верхней части четверика располагались прямоугольные и квадратные ниши. Второй ярус имел большие полукруглые арки, дающие впечатление простора. Третий ярус выстроен в форме цилиндра, прорезанный с четырех сторон арочными проемами. Высокий, устремленный ввысь шпиль с крестом венчал колокольню.
В середине 60-х годов XIX века в трапезной было устроено еще два придела: правый, в честь Архистратига Михаила (освящен в 1864 г.), в память освобождения крестьян от крепостной зависимости, и левый — в честь преподобного Саввы Освященного и святого Николая Чудотворца (освящены в 1865 г.). В центральном Преображенском приделе установлен новый позолоченный иконостас с витыми колоннами. так что все три иконостаса предстали в едином стиле барокко.
Приделы изнутри покрасили в зеленый цвет, большой купол расписали сюжетами на библейские темы. По свидетельствам очевидцев, входя в церковь, верующий попадал в другой, необычайно красивый мир.
Успение Божией Матери. Невьянск, середина 19 века.
На колокольне храма установлено восемь медных колоколов весом от 193 пудов 2 фунтов до 20 фунтов.
В мае 1890 года в Невьянске вспыхнул пожар, истребивший 2/3 завода. В газете "Екатеринбургская неделя" появилась такая заметка: "Итак, Невьянска не существует... Что теперь делать? Во всей невьянской даче, заключающей в себе 180 229 десятин земли, ни строевого, ни дровяного леса нет; запасы угля уничтожены; тысячи народа без крова и пищи. Многие семьи лишились своих родных..." . Тем не менее храм не сгорел, а завод вскоре был перестроен в артиллерийский, чугуннолитейный. Этого требовало военное время - шла Первая империалистическая война.
11 мая 1912 года указом Синода Спасо-Преображенская церковь получила соборный статус. В это время количество прихожан в ее приходе составляло уже свыше 15 000 человек. В округе стали строить новые храмы.
"Не рыдай Мене Мати"
Невьянск (?). Конец XVIII - первая четверть XIX века.
В середине июня 1918 года в городе вспыхнуло восстание против большевиков, ставшее одним из крупнейших на Урале. Духовенство района было обвинено в развязывании антибольшевистского выступления, поэтому священнослужителей убивали в первую очередь. Людей четвертовали, живьем закапывали в землю, глумились, применяли к ним самые зверские пытки.
6 (19) августа 1918 г. должен был отмечаться престольный праздник Спасо-Преображенского собора в Невьянске. Накануне дьякон Вячеслав Луканин со своим хором, гостями и хористами Свято-Троицкого храма г. Кизела, приехавшими специально на это торжество, сидели вечером в доме и обсуждали план проведения храмовых торжеств. Был комендантский час. Обнаружив свет, красноармейцы ворвались в дом и арестовали всех, кто там был. На следующий день под конвоем всех арестованных привели к Спасо-Преображенскому собору и за алтарем заставили рыть могилы. Отец диакон попросил красноармейцев дозволить ему помолится перед смертью в соборе. Не услышав ответа, диакон Вячеслав медленно пошел в собор, тихо читая молитву «за упокой» своей души. Войдя в храм, он видел, как красноармейцы срывают со стен иконы, бросают их на пол, при этом выламывают драгоценные оклады, круша всё, что попадало им под руки. Он вступился, но было бесполезно. Отец Вячеслав стал молиться перед образами. Увидев это, один из «орловцев» выстрелил ему прямо в спину. Убитого диакона волоком вытащили из собора и бросили в могилку, вырытую его руками. В тот день были расстреляны все, кто был с ним, о чём свидетельствуют записи в метрической книге Спасо-Преображенского собора Невьянского завода, за 1918 год.
Священномученик Вячеслав (Луканин) диакон, Невьянский
8 сентября 1918 года в своем доме был убит большевиками и священник Преображенского собора, Петр Иванович Иовлев. 10 сентября было совершено его соборное отпевание, после которого отец Петр был погребен в церковной ограде. Ныне диакон Вячеслав и о. Петр причислены к лику святых в сонме Новомучеников.
Священномученик Петр Иевлев
В 1922 году в городе работала специальная комиссия по изъятию церковных ценностей. Под предлогом борьбы с голодом из Собора были изъяты 109, 3 кг серебряной и золотой утвари, драгоценных камней. Среди изъятого были такие уникальные вещи, как позолоченная риза Невьянского списка с Верхнетагильской иконы Богоматери “Знамение”, копье с крестом из чистой платины, серебряный позолоченный напрестольный крест с мощами святых и другое. Невьянский список с Верхнетагильской чудотворной иконы сейчас находится в Вознесенской церкви г.Невьянска.
Богоматерь "Знамение". Уральская икона XIX века. Невьянск.
Живопись: 1820-е годы.
Оклад: третья четверть XIX века.
Впоследствии многие иконы со всех городских церквей оказались в музее, но большинство икон со Спасо-Преображенского Собора люди успели перед его закрытием разнести в свои дома.
Распятие
В 1932 году было принято решение о закрытии собора. Тут же были сняты с колокольни все восемь медных колоколов, а здание собора передано в пользование Невьянскому механическому заводу.
В начале 40-х годов сводчатые перекрытия храма были разобраны, снесена колокольня. В военные и послевоенные годы здесь находился цех готовой продукции военного назначения (ракет, снарядов). В храме остались только четыре наружные стены на высоту 6 метров от цоколя и купольное завершение. К концу ХХ в. Спасо-Преображенский собор представлял собой здание, полностью утратившее облик храмовой архитектуры.
В начале 90-х годов из бывшего здания храма было выведено производство. Московский институт «Спецпроектреставрация» в течение 2-х лет проводил проектно-исследовательские работы, создан эскизный проект реставрации. Утраченный архитектурный облик собора был достоверно восстановлен по старым фотографиям. Все пять иконостасов с киотами (три в храмовой части и два в трапезной) запроектированы в новом материале — керамике, но в прежнем композиционном строе и с выдержкой черт изначального архитектурного облика. Однако денег на реставрационные работы не хватило.
Иконостасы в настоящее время
21 июня 2000г. для координации реставрационных работ был создан благотворительный фонд «Старый Невьянский завод». 19 мая 2001 г. на территории НМЗ в присутствии Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия, произошла закладка плиты и освящение основания Спасо-Преображенского собора. Главный престол устроен в честь Преображения Господня, северный — в честь апостолов Петра и Павла, южный - посвящен Пресвятой Богородице. Колокольня Спасо-Преображенского собора построена в три яруса. В июле 2003 г. были освящены и установлены 8 колоколов. 19 августа 2003 года, в день Преображения Господня освящен сам Спасо-Преображенский собор. В этот же день Невьянский собор обрел свою старинную храмовую икону Святителя Николая Чудотворца. Еще одну храмовую святыню — икону св. евангелиста Иоанна Богослова (из царских врат бывшего Невьянского собора) подарил приходу главный архитектор района Александр Витальевич Нечхаев.
http://venividi.ru/node/15283
http://www.urbibl.ru/Stat/Hrami/spaso_preobr_sobor_nevyanska.htm
http://www.nevyansk.org.ru/index/istorija_goroda/0-55
http://www.realto.ru/news/show/?id=4415&id_sect=169&newsmode=all
http://orthodox.etel.ru/Photo/2008/Galleris/20080910petr.php
http://orthodox.etel.ru/2001/02/znamen.htm
Видеосюжеты:
Невьянская икона: http://video.yandex.ru/search.xml?text=%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%20%D0%9D%D0%B5%D0%B2%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%2019%20%D0%B2%D0%B5%D0%BA%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&where=all#search?text=%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%20%D0%9D%D0%B5%D0%B2%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%2019%20%D0%B2%D0%B5%D0%BA%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&where=all&filmId=46620802-00
Наклонная башня: http://video.yandex.ru/search.xml?text=%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%20%D0%9D%D0%B5%D0%B2%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%2019%20%D0%B2%D0%B5%D0%BA%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&where=all#search?text=%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%20%D0%9D%D0%B5%D0%B2%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%2019%20%D0%B2%D0%B5%D0%BA%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&where=all&filmId=30628887-00
Священномученик Петр: http://media.tv-soyuz.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=803&Itemid=67
Комментариев нет:
Отправить комментарий