суббота, 6 марта 2010 г.

Ростов Великий. Кремль.

Ростовский кремль, расположенный на берегу озера Неро, обнесен белокаменной стеной и башнями, охватывая 2 гектара земли. Около ста лет все постройки были довольно разрознены, пока ростовский митрополит Иона Сысоевич не решил создать резиденцию – Ростовский Архиерейский дом. Были возведены стены с бойницами и декоративными зубцами , одиннадцать башен наподобие кремлевских, обновлены каменные палаты, ди устроены новые – по замыслу митрополита все это должно было символизировать небесный град Иерусалим. С начала XIX века православная митрополия в Ростове была упразднена, поэтому этот чудесный архитектурный ансамбль стал называться попросту Кремлем.


Надвратными храмами являются храм Воскресения Христова


и храм Иоанна Богослова.

Главным входом в Кремль считается храм Иоанна Богослова с коленчатыми воротами (1683 г.).

С внешней стороны он стилизован под кремлевские ворота с двумя башнями, со стороны внутреннего двора находится обычная церковь. Церковь Иоанна Богослова, также как и Воскресенская, имеет нарисованный непосредственно на стене иконостас.


При входе слева находится церковь иконы Божией Матери Одигитрии (1693 г.). Ей приданы черты стиля «московского барокко».

За митрополичьими хоромами построен комплекс церкви Спаса Нерукотворного образа (Спаса на сенях).

Церковь Спаса являлась домашним храмом митрополита Ионы.

Через внутридворовую стену от красной палаты расположена церковь Григория Богослова (1680-е гг.), которая являлась приписной к Григорьевскому монастырю. Здание достаточно высокое, так как стоит на подклете, который использовался для хранения товаров (такова была практика храмов в торговых городах). Все иконы написаны прямо на каменной стене. В XIX веке они были обиты деревом и покрыты медными окладами, отчего кажется, будто это обыкновенный иконостас.

На соборной площади находится собор Успения Богоматери, в котором сохранились фрески 17 в. Собор во многом сходен с Московским Успенским собором.

Ростовский Успенский собор стоит на том самом месте, где присланный св. равноапостольным князем Владимиром епископ Феодор построил «дубовую церковь» во имя Пресвятой Богородицы. Впоследствии после пожара князь Андрей Боголюбский заложил новый каменный храм, но кладка была сделана некачественно, и храм не устоял. Так что работы продолжались еще долгое время при ростовском князе Константине Всеволодовиче и его сыне Василько. Много еще перестроек перетерпел храм, но каждый раз его вид становился все более величавым, соответстующе своему новому званию - Собор. В 1314 г. здесь был крещен Варфоломей - будущий Сергий Радонежский.

В соборе находятся мощи четырех «столпов церкви»: первого ростовского епископа-мученика Леонтия (в Леонтьевском приделе), Исаии (в углу, на амвонной возвышенности, близ иконостаса, находится рака с его мощами), Игнатия Ростовского (с противоположной северной стороны, также рака с мощами) и Феодора, архиепископа Ростовского (сын Стефана, брата преп. Сергия Радонежского).


В окне над аркою гробницы свт. Леонтия - фреска с изображением Леонтия, кормящаго кутьею детей; на стенах придела – изображение нескольких других событий из жизни святителя; в рамках – его крещатыя ризы; в отдельной витрине – клобуки и др. вещи.


При мощах св. Леонтия трижды исцелялся ростовский князь Иоанн Александрович (в XV в.); после пожара 1408 г. произошло до 40 исцелений и впоследствии неоднократно получали помощь все, прибегавшие к угоднику Божию с верой.

Налево от царских врат, в главном иконостасе, в первом ярусе находится чудотворная икона Владимирско-Ростовской Божией Матери.


Написание этой иконы связано с чудным событием. Нечестные иноки спрятали доски заказщика в одной из монастырских изб, а печерскому иноку-иконописцу Алипию про заказ ничего не сказали, но от его имени несколько раз посылали к киевлянину за деньгами, который тот охотно выдавал. Так прошло много времени, заказчик был вынужден зайти в Киево-Печерскую Лавру и справиться об иконах. Его встретили те же иноки, что приняли доски, и наговорили про Алипия, что тот деньги хотя и брал, но писать икон не хочет. Киевлянин обратился к игумену, который скоро разобрал дело: допросил Алипия и братию, дознался, где лежат доски и послал за ними. К удивлению присутствующих и к ужасу безчестных двух иноков – принесенные доски оказались с чудными изображениями св. ликов, среди которых был Владимирский образ Божией Матери. Киевлянин с радостью и благоговением принял их, а игумен изгнал из обители обманщиков иноков.
Впоследствии, когда в церкви, в которой были поставлены иконы, случился пожар, произошло новое чудо - иконы сохранились невредимыми. Об этом узнал великий кн. Владимир Мономах и, прибыв к месту происшествия, с умилением взял себе одну икону Божией Матери и вскоре отослал ее в Ростов, в соборную церковь Успения, где она и хранится до нашего времени.

Близ самого Собора, в юго-восточной стороне соборной ограды, совершенно отдельным зданием стоит колокольня. На звоннице полностью сохранился набор из 15 колоколов. Cамый большой колокол «Сысой», весом 2000 пудов.

Под колокольней (под центральным пролетом) находится маленькая церковь в честь Входа Господня во Иерусалим (служба в ней проходит только в храмовой праздник – в Вербное воскресенье).

Ростовский Успенский собор стоит вблизи северной стены Кремля и обнесен кругом оградой.

К собору ведут 4 входа:
главный – чрез святые ворота с западной стороны (все надвратные церкви расписаны фресками местных мастеров).

южный – чрез проход под сводами церкви Воскресения Христова (сюда можно пройти из Митрополичьего двора, на протяжении 70-80-х гг. XVII в. начиная от этой церкви строились все крепостные стены и башни митрополичьей резиденции);

северный – с торговой площади,

восточный – от церкви Спаса Всемилостиваго, что на торгу.

Когда храм сгорел в годы польско-литовского разорения (более 40 лет на этом месте было пусто) посадские люди дали обещание выстроить здесь новый каменный храм, если поветрие прекратится. В 1650-х годах во время моровой язвы храм был построен, и поветрие прекратилось.

Церковь Спаса Всемилостивого на Торгу представляет собой пятиглавую церковь с щипцовым завершением. На этом месте церкви стояли непрерывно с XIII века и существовали благодаря торговым рядам (специальный налог собирался с купцов). Сейчас церковь оказалась во внутреннем дворе. Она имеет три придела: Ильинский, Архангельский и Никольский, Владимирской иконы Богоматери.




Комментариев нет:

Отправить комментарий