Свято-Успенская Почаевская Лавра находится на западе Украины за 70 км от г.Тернополя и за 24 км от города Кременец. Она была основана на Почаевской горе вскоре после татарского погрома Киева Батыем около 1240-1241 года. Спасшись от татарского погрома, уцелевшие киевские иноки, среди которых был преподобный Акиндин, архимандрит Печерский, преп. Поликарп, священномученик Лукиан, преподобный Памво и другие иноки составили число братии новой обители. Сначала многие из них жили не в самой обители, а вокруг нее, в лесах, в уединенных пещерах, и только тайно сходились в один уцелевший от разорения придел Печерской церкви для совершения богослужения. Ныне ее архитектурный комплекс включает 16 церквей.
У истока же святой обителей стоит более великое чудо - явление Пресвятой Богородицы. Предание гласит, что двое из иноков с жителем села Почаев, пастухом Иваном Босым видели в том же году явление Богоматери, стоящей на скале Почаевской в огненном виде. Подобно, неопалимой купине, горевшей, но не сгоравшей, во время откровения Божия Моисею на Синае, образ которой всегда служил знамением Матери Господа нашего, Пречистая Дева была объята пламенем: на голове ее была корона, а в деснице - скипетр. На том месте, где стояла Пресвятая Богородица, остался след Ее Стопы, наполненный чистой и целебной водой. Тогда, вероятно, у подножия горы была сооружена иноками каменная церковь во имя Успения Божией Матери, а в 1649 году над стопой Богородицы была построена церковь в честь Святой Троицы. Затем на этом месте была воздвигнута Великая Соборная церковь Успения Божией Матери.



Чудотворная Почаевская икона Богоматери известна с давних времен.

Изображение Богородицы типа "Умиление" - поясное. На правой руке она держит младенца Иисуса, а на левой плат, которым прикрыты ноги и спина Христа. Левая рука Иисуса лежит на плече Богородицы, а правой он благославляет. На иконе имеются греческие надписи, а на полях миниатюрные изображения святых: пророка Илии, святителя Мины, первомученика Стефана, преподобномученика Авраамия, великомучениц Екатерины, Параскевы и Ирины.
В 1597 году в имении Анны произошло чудо - от Иконы Богородицы исцелился её слепорождённый брат Филипп Козинский. Чудеса не прекращались, обильно изливаясь на тех, кто прибегал к заступничеству Божией Матери, поэтому в том же году икону решили перенести в Почаев, а монастырю были подарены земленые наделы, что утвержало официальное существование монастыря.
В 1607 году один из татарских отрядов появился под Почаевом. В то время один монах проходил горой, совершая молитвы. Татарин, желая получить невольника, подскочил к нему, но увидев, что инок старый, саблей отрубил ему голову. Монах не умер сразу, а взяв в руки отрезанную голову, донес ее к монастырю, положил перед чудотворной иконой Богоматери и только тогда отдал дух свой Господу.
Потомок Анны Гойской, Андрей Фирлей, будучи лютеранином, желал закрыть монастырь. В 1623 году он направил в обитель своих слуг, которые ограбили монастырское имущество и украли Чудотворную икону. Однажды, позвавши гостей, Андрей одел свою жену в священничиские ризы, дал ей в руки Святую Чашу и принес Чудотворную Икону для насмешки. На жену тут же "напал лютий бес, которым она была мучима" до тех пор, пока икону не возвратили в монастырь. Это произошло в 1644 г., когда по совету игумена монастыря - преп. Иова Почаевского - жена вернула икону в монастырь.
Вместе с Богородицей преп. Иов Почаевский (1602—1651 гг.) остается неизменным заступником древней православной святыни от посягательств иноверцев.

Защищая монастырь в судах от натиска униатов и составляя антиуниатские полемические сочинения, игумен Иов в то же время вел строгую монашескую жизнь, уединяясь для молитвы в расположенной под монастырем тесной скальной пещере. Однажды его преемник Досифей в течение двух часов созерцал дивный свет, исходивший из пещеры во время молитвы преп. Иова.


До сих пор на улицах Почаева шумят трехсотлетние липы, посаженные преподобным Иовом.
В 1674 году один почаевский монах, находившийся в турецком плену и горячо молившийся Пресвятой Богородице, в праздник Успения был чудесным образом перенесен в обитель. В Лавре и по сей день хранятся его ручные оковы.


Соборный храм Успения Божией Матери построен в 1780 году. Высота Успенского собора достигает 56 метров над землей. Стоит он на на холме, что возвышает его над окружающей местностью еще 70 метров. Впоследствии в Соборе появилось 2 придела: во имя святого Николая Чудотворца и в честь святого Александра Невского.

В соборном храме над царскими вратами в звездчатом киоте помещалась известная чудотворная Почаевская икона Богоматери.

В 1831 году монастырь и икона, после долгого униатского плена (с 1721 г.) были возвращены православным, а монастырь получил статус Лавры. Возвращение Лавры православным сопровождалось исцелением слепой девочки Анны Акимчуковой. В память об этом событии установлено еженедельное, по субботам, чтение соборного акафиста перед чудотворной иконой.
Каждый же день в пять часов утра в Успенском храме, освещенном лишь одними лампадами, монастырской братней служится полунощница. После нее, при пении тропаря "Непроходимая Врата", чудотворный образ Матери Божией Почаевской медленно опускается и останавливается на уровне человеческого роста.

Копия с иконы Божией Матери Почаевской, называемая “Стопочною”,

пожертвована в Лавру за спасение от холеры в 1847 киевскими доброхотными христолюбцами.
В Успенской соборной церкви также находится рака с восемнадцатью частицами св. Животворящего древа и мощей свв. апп. Филиппа и Варфоломея, свт. Василий Великого, свт. Амвросия Медиолианского, вмц. Варвары и др. Все частицы были расположены на богатой серебряной доске, покрывающей раку. Иконостас этого храма назывался “царским” и устроен был имп. Александром II в память посещения им Лавры в 1859.

В пещерном храме Святой Троицы в серебряной раке, устроенной в 1842 году графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской, почивали мощи преподобного Иова Почаевского.
В 1861 года архиепископ Антоний положил первый камень в основание новой лаврской колокольни. Раньше звон было слышно на 30 км, теперь – где-то на 10.
В 1861 года архиепископ Антоний положил первый камень в основание новой лаврской колокольни. Раньше звон было слышно на 30 км, теперь – где-то на 10.

Храм св. Иова Почаевского, построенный униатами во второй половине XVIII в., изначально именовался Свято-Варваринским, а во имя преп. Иова он был освящен в 1864 г.


Под пещерным храмом, внизу по склону горы, расположена еще одна церковь, такая же вытянутая и освещенная светом лишь с южной стороны – Церковь преподобных Антония и Феодосия Печерских. В одной из ее ниш за завесой скрывался дубовый гроб, обитый шелковою материю, в котором первоначально почивали мощи прп. Иова.
С 1891 в Лавре находился список с чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, находящейся в монастыре Пантократора (Вседержителя) на св. Афонской Горе, именуемой “Герондисса”.

Троицкий собор кубической формы с завершенный одной главой, с башней с запада (для входа на хоры) и абсидами с востока был построен в 1906—1912 гг. Узкие проемы окон создают в храме постоянный полумрак и молитвенный настрой.



Два иконостаса сливаются словно в четырехъярусный благодаря тому, что у них одинаковая высота и иконы закреплены в одних тяблах. Тябла из темного дуба, резные, рельефные; орнамент резьбы - стилизованные растения.
В 1939 году Западная Украина отошла к Советскому Союзу. У монахов отобрали весь скот, сельхозтехнику, запасы зерна и продукты питания. Как-то раз о. Иосиф (Головатюк, 1894-1971) своим мужеством и смелостью отстоял закрытие Троицкого Собора. После этого отца Иосифа арестовали и отправили в психиатрическую больницу. Власти запретили ему возвращаться в Лавру. Лишь в 1943 году после встречи Сталина с тремя Митрополитами, Сергием, Алексием и Николаем, изменилась политика в отношении Церкви. По преданию, это связано с тем, что почаевский старец исцелил дочь Сталина - Светлану. В знак благодарности Светлана Иосифовна спасла монаха от принудительного «лечения» в психоневрологической больнице, разместившейся в Лавре. После смерти отца она взяла себе фамилию матери (Аллилуева) и решила уехать за границу, взяв с собой и старца, но он отказался, вернувшись в Лавру. После его кончины мощи оказались нетленными, а самого Амфилохия причислили к лику святых (после того, как один раз по указанию властей его побили почти до смерти, отец Иосиф был принят в схиму под именем Амфилохий). Нетленные мощи Амфилохия Почаевского находятся в Храме преп. Иова.
В 1992 году святая обитель подтвердила свою приверженность Московскому патриархату. С 1997 года Лавра получает статус ставропигии, то есть прямо подчиняется юрисдикции митрополита.

На территории Почаевской Лавры расположены следующие храмы:
• Собор Троицы Живоначальной
• Церковь Иова Почаевского

• Церковь Варвары

• Церковь Похвалы Пресвятой Богородицы

• Летняя церковь

• Часовня над колодцем

• Часовня в честь 2000-летия Рождества Христова

* Храм во имя Архистратига Михаила, при архиерейских покоях

• Надвратная церковь Николая Чудотворца

• Церковь Антония и Феодосия Печерских
• Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, кладбищенская

• Часовня в честь 400-летия перенесения иконы Богородицы в монастырь

• Часовня Почаевской иконы Божией Матери
• Свято-Духовский скит с церковью Серафима Саровского, церковью Иова Почаевского и церковью Сошествия Святого Духа.
Свято-Духовский скит находится в 4 километрах от Почаевской Лавры, основан раньше нее. Именно здесь жили монахи еще до закладки Лавры. В скиту три храма: Святого Духа, преп.Серафима Саровского и Всех Святых.

С приходом к власти Хрущева храм Серафима Саровского превратили в морг, церковь Святого Духа - в зернохранилище, храм Всех Святых - в кинотеатр. 10 апреля 1959 г. в Скит ворвались милиционеры во главе с первым секретарем Почаевского райкома Ичанским, который собственноручно срывал иконы и разбивал их о землю. Когда братия попыталась возмутиться, райкомовец громко сказал: «Если Бог есть, то пусть отберет у меня самое дорогое». Как только Ичанский вернулся домой, ему передали телеграмму: утром в руках у его дочери Людмилы, работавшей во львовской химлаборатории, взорвалась колба с серной кислотой. Девушка получила столь тяжкие ожоги, что должна была скончаться сразу. Но промучилась в больнице до вечера, пока отец не покинул разоренный скит. После похорон дочери Ичанский пережил еще два страшных удара: старший сын застрелился, а супруга попала в психбольницу… Чтобы «замять» эту ставшую известной историю, Ичанского перевели в другой район…
Теперь в Скиту служба восстановлена, круглосуточно читается Псалтирь о живых и усопших.
Святыни:
Икона преп. Серафима написана на камне, на котором он молился 1 000 дней и ночей. Невдалеке в деревяном ларце хранится килограммовый крест с цепью, принадлежавший святому Никите.
Плачущий лик святого Мефодия – основоположника скита.
Чудотворный Образ Богородицы, именуемой Скоропослушницей. Эта икона была привезена в скит из села Любимовка Каховского района Херсонщины. Сейчас она полностью обновилась.

С приходом к власти Хрущева храм Серафима Саровского превратили в морг, церковь Святого Духа - в зернохранилище, храм Всех Святых - в кинотеатр. 10 апреля 1959 г. в Скит ворвались милиционеры во главе с первым секретарем Почаевского райкома Ичанским, который собственноручно срывал иконы и разбивал их о землю. Когда братия попыталась возмутиться, райкомовец громко сказал: «Если Бог есть, то пусть отберет у меня самое дорогое». Как только Ичанский вернулся домой, ему передали телеграмму: утром в руках у его дочери Людмилы, работавшей во львовской химлаборатории, взорвалась колба с серной кислотой. Девушка получила столь тяжкие ожоги, что должна была скончаться сразу. Но промучилась в больнице до вечера, пока отец не покинул разоренный скит. После похорон дочери Ичанский пережил еще два страшных удара: старший сын застрелился, а супруга попала в психбольницу… Чтобы «замять» эту ставшую известной историю, Ичанского перевели в другой район…
Теперь в Скиту служба восстановлена, круглосуточно читается Псалтирь о живых и усопших.

Икона преп. Серафима написана на камне, на котором он молился 1 000 дней и ночей. Невдалеке в деревяном ларце хранится килограммовый крест с цепью, принадлежавший святому Никите.
Плачущий лик святого Мефодия – основоположника скита.
Чудотворный Образ Богородицы, именуемой Скоропослушницей. Эта икона была привезена в скит из села Любимовка Каховского района Херсонщины. Сейчас она полностью обновилась.
Комментариев нет:
Отправить комментарий