воскресенье, 2 мая 2010 г.

Тихвинский Бузулукский женский монастырь


Тихвинский Бузулукский женский монастырь расположен в г. Бузулуке Оренбургской области на улице Серго (д. 1).

Образование общины связано с именем Евфимии Герасимовны Овсянниковой. Будучи еще двенадцатилетней девочкой, она путешествовала в Саровскую пустынь. Прозорливый старец благословил её и назвал "избранным сосудом". Потом Евфимии привиделся сон: ее взорам представился благоустроенный монастырь, затем явился ей Ангел и сказал: "Это твой монастырь". Посланник Божий возложил ей на плечи тяжелый крест со словами: "Неси его". Поселившись в Бузулуке, она выстроила себе келию, стала заниматься обучением детей грамоте и проводить подвижническую жизнь.
Примеру её благочестивой жизни последовало и несколько девиц, склонных к иноческой жизни. Под руководством своей наставницы они жили добродетельно, чем снискали к себе расположение и доверие граждан. В 1835 г. купцы и мещане города пожертвовали Овсянниковой небольшой участок земли на краю города для устройства на нём женской общины. В Бузулуке тогда же проживала другая келейница, Мария Лаврентиевна Аллеманова, а с ней еще пять девушек-келейниц. Овсянникова приняла Аллеманову с ее келейницами в свое общество, и они совместными трудами поставили дом с несколькими отдельными келиями и дворовыми постройками.
Впоследствии общине был выделен большой земельный участок одной помещицей, А.И.Путиловой. Так был устроен целый хутор с обширным хозяйством в селе Тала, в 70 верстах от Бузулука. В то же время Путилова разослала в ближайшие волостные правления письма, в которых просила объявить жителям всех сел и деревень о том, что в Бузулуке открывается женская община и что в нее будут приниматься женщины и девушки, желающие посвятить себя духовной жизни по правилам монашества. В случае открытия общины в ее имении Путилова обещала пожертвовать еще землю для устройства на ней келий и вблизи их в деревне Ключи-горы построить временную церковь. В августе 1847 г. община была утверждена Святейшим Синодом с наименованием Бузулукской Богородицкой, а Овсянникова назначена настоятельницей общины.


Почти все время, пока производилось дело об открытии общины Евфимия Герасимовна живя в Петербурге, вела сбор пожертвований на приобретение церковной утвари. Генеральша Путятина пожертвовала ей копию с явленной Тихвинской иконы Божией Матери. Однажды, придя в свою квартиру, измученная трудами по сбору пожертвований и сомнениями в благоприятном для нее решении дела об открытии общины, столь надолго затянувшемся, прилегла отдохнуть. В сонном видении она была успокоена явлением ей первомученика архидиакона Стефана, который явился перед ней с кадилом в руках, и трижды покадив на нее, сказал: «Возвеличу». После этого видения она действительно скоро получила радостную весть о благоприятном решении ее дела, именно 2 августа, в день памяти первомученика. Тогда же, подкрепленная, она дала обещание устроить в честь первомученника архидиакона Стефана придел в разрешенном к постройке каменном храме, что затем и исполнила.


В 1849 году был заложен первый деревянный корпус с домовой церковью во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, а в следующем году уже освящен.

В 1860 г. община преобразована в общежительный монастырь в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Это была первая женская обитель в Самарской Епархии. Практически с самого начала она имела попечение над сиротами и престарелыми. Овсянникова пострижена в монашество с именем Евгения и возведена в сан игумении.

В 1861 г. освящен каменный пятиглавый Собор в честь Тихвинской иконы Божией Матери (заложен в 1850 г.) с приделами во имя Архангела Михаила и мч. архидиак. Стефана. Казначея Олимпиада ездила в Петербург собирать пожертвования в кругу своих знакомых из высшего общества, приобрела для храмов и множество святынь: 4 серебряных ковчега с частью Животворящего Креста Господня и частицами мощей святых угодников Божиих, в числе которых и Святителя Николая Чудотворца, вмч. Пантелеимона, свт. Гурия Казанского, копию с чудотворной Афонской иконы Божией Матери Млекопитательницы.

В 1869 г. был воздвигнут теплый трехпрестольный храм во имя Святой Троицы с приделами во имя свт. Митрофана Воронежского (освящен в 1881 г.) и свт. Феодосия Черниговского (освящен в 1897 г.), открыта школа для девочек-сирот.

Троицкий храм был непосредственно соединен с кельями монахинь в нижнем этаже и с кельями игуменскими в верхнем.

О первых монахинях сохранилась память как о строгих подвижницах, в посте, трудолюбии и совершенном нестяжании служивших Господу. Монахиня Иллария, отличавшаяся особенной любовью к чтению Священного писания, знала Псалтирь наизусть. Сама же настоятельница, игуменья Евгения, не пропускала ни одной церковной службы (нередко видели ее молящуюся слезной молитвой), кроме обычного монашеского молитвенного правила она прочитывала по четь-минеям свт. Димитрия Ростовского жития дневных святых, так что в течение года она прочитывала все четьи-минеи, пищу вкушала самую простую, по нескольку дней сряду не принимала никакой пищи (по благословению своего духовника однажды не вкушала пищи сорок дней). Незадолго перед своей смертью (1885 г.) она запела «Зряща мя безгласна». На вопрос присутствующих, зачем именно это, ответила: «Так нужно».

В 1890 г. была возведена колокольня.


Раньше в монастыре имелось два подворья: одно - в Бузулуке на улице Ярмарочной, с флигелем и надворными постройками; другое - в Самаре на углу улиц Симбирской и Уральской (ныне улиц Ульяновской и Братьев Коростелевых).

В период первой мировой войны на территории монастыря и его самарского подворья размещались лазареты для раненых. В 1922 году уездная комиссия по изъятию церковных ценностей конфисковала все ценные предметы церковной утвари, но в монастыре продолжали жить еще 170 сестер. В январе 1929 года Тихвинский Богородицкий женский монастырь был закрыт. Никольская церковь и колокольня были уничтожены, с Тихвинского и Троицкого храмов снесли купола.

Попранные святыни монашествующие и прихожане могут теперь посетить лишь крестным ходом. Предприятие «Западные Электрические сети» ОАО «Оренбургэнерго» РАО «ЕЭС России», использующее монастырские здания в качестве гаражей, складов и других производственных нужд, отдавать их не собирается.

После же разгона монастыря несколько келейных корпусов выступали в качестве пересылочной тюрьмы. В подвале одного из них был заточен и принял мученическую смерть месточтимый святой схимонах Максим, могила которого находится на старом городском погосте недалеко от маленькой кладбищенской церкви, куда после закрытия монастыря были переведены его священники.

Схимонах Максим был слепым, подвизался в Преображенском мужском монастыре, был известен при жизни далеко за пределами Бузулука, к нему шли и ехали за молитвами и духовными советами. Большевики не пощадили и его. Теперь на могиле схимонаха Максима каждый день служат литию, и как к живому, к нему приходят многие страждущие и обремененные - и по вере получают просимое.

Уцелевшие сестры обители также держались вместе, и мало кто знал, что старые насельницы тайно сохранили главную святыню г. Бузулука - чудотворную Тихвинскую икону Божией Матери. Когда Епископ Чкаловский Мануил (Лемешевский) (позднее Митрополит Куйбышевский) в 1947 году добился открытия Всехсвятской церкви, служившие в Петропавловском храме сестры сказали настоятелю: "Мы уходим в "свой монастырь" и икону Царицы Небесной забираем с собой". С тех пор чудотворный образ находится в храме Всех Святых.


О многих сестрах обители можно было бы рассказать многое, но один факт хочется поведать среди первых. Когда журналисты из православной газеты "Благовест" сделали репортаж и взяли с собой в редакцию фотографию одной из молодых насельниц, датируемую 1913 годом, на их глазах произошло чудо. На снимке появилось едва заметное маслянистое пятнышко, от которого исходил тонкий аромат, подобный благоуханию мироточащих икон. Со временем пятнышко стерлось, но запах ощущался долгое время.

В 2000 г. Бузулукский женский монастырь был открыт как раз при этой кладбищенской церкви Всех святых, в 300 метрах от старых построек обители.

В селе Сухоречка Бузулукского района устроен скит.

В обители почитается Тихвинская икона Божией Матери, переданная в 2001 г. из Троице-Сергиевой Лавры. Настоятельница Тихвинской женской обители монахиня Феофилакта рассказывает следующее: "Этот список с явленной Тихвинской иконы Божией Матери был храмовым образом в Тихвинском соборе монастыря. Схимонахиня Ева и матушка Елена сшили на икону атласную ризу. Веря, что придет день, когда монастырь вновь откроется, они заповедали, чтобы на икону тогда сделали новую ризу - на века. Люди понесли в дар свои украшения, но когда мы решили посоветоваться с ювелирами, как лучше сделать новую ризу, то услышали, что из собранных украшений делать ее нельзя: переплавленный металл через какое-то время рассыплется на мелкие-мелкие кусочки. В молекулярных ячейках возникнет эффект взрыва, и все рассыплется. Уж если делать новую металлическую ризу, так только из однородного сплава. Но мы отдали икону на реставрацию в Троице-Сергиеву Лавру, и теперь она прекрасно восстановлена... Икона вернулась с реставрации 9 июля 2001 года, в день своего празднования. Насельницы с трепетом и радостью встречали чудотворную икону у въезда в город, к ним присоединилось множество молящихся. Вся природа ликовала - был ясный, солнечный день. Под пение тропарей и величаний Царице Небесной сестры несли свою Заступницу по улицам города, не чувствуя усталости. А на следующий день состоялся крестный ход к поруганным святыням прежнего монастыря, Царица Небесная побывала и в Своем некогда величественном Тихвинском соборе. И вновь, как когда-то, здесь - хотя и среди обезображенных стен - прозвучал акафист Тихвинской иконе Божией Матери".

В 2003 г. в процессе реконструкции придела Троицкого храма, организованной руководителем предприятия «Западные Электрические сети», была разбита его северная стена. Строительными способами, без приглашения специалистов-реставраторов, на одной из внутренних колонн выявился Ангельский образ.

Рабочие открыли и другие фрагменты настенной живописи, среди которых были изображение Тайной Вечери, образы святителя Мефодия, учителя Словенского, князя Димитрия Ростовского, царицы Александры и неизвестный женский монашеский образ. Однако живопись открыта с невосполнимыми потерями: выброшены отвалившиеся фрагменты с царственного лика, а также с образа монахини. Вся открытая живопись затем была покрыта лаком, проникшим в глубь древней штукатурки. Образы испорчены непоправимо. Однако и здесь не обошлось без чуда. Когда стали открывать фрагменты настенной живописи Троицкого храма, в помещении стало слышаться негромкое, но различимое церковное пение. А в один из праздников, перед тем, как к бывшему храму подошел крестный ход, в его помещении, по словам очевидца, начали раскачиваться и резонировать крупные металлические предметы.

Весной 2005 года также без участия реставраторов открылись еще два изображения: Марии Египетской (верхняя часть) и Сергия Радонежского.




По материалам книги Н. Стремского «Мученики и исповедники Оренбургской епархии XX века». Кн. 1 (1998 г.)

Комментариев нет:

Отправить комментарий