
Тихвинский Бузулукский женский монастырь расположен в г. Бузулуке Оренбургской области на улице Серго (д. 1).
Образование общины связано с именем Евфимии Герасимовны Овсянниковой. Будучи еще двенадцатилетней девочкой, она путешествовала в Саровскую пустынь. Прозорливый старец благословил её и назвал "избранным сосудом". Потом Евфимии привиделся сон: ее взорам представился благоустроенный монастырь, затем явился ей Ангел и сказал: "Это твой монастырь". Посланник Божий возложил ей на плечи тяжелый крест со словами: "Неси его". Поселившись в Бузулуке, она выстроила себе келию, стала заниматься обучением детей грамоте и проводить подвижническую жизнь.
- Примеру её благочестивой жизни последовало и несколько девиц, склонных к иноческой жизни. Под руководством своей наставницы они жили добродетельно, чем снискали к себе расположение и доверие граждан. В 1835 г. купцы и мещане города пожертвовали Овсянниковой небольшой участок земли на краю города для устройства на нём женской общины. В Бузулуке тогда же проживала другая келейница, Мария Лаврентиевна Аллеманова, а с ней еще пять девушек-келейниц. Овсянникова приняла Аллеманову с ее келейницами в свое общество, и они совместными трудами поставили дом с несколькими отдельными келиями и дворовыми постройками.
Почти все время, пока производилось дело об открытии общины Евфимия Герасимовна живя в Петербурге, вела сбор пожертвований на приобретение церковной утвари. Генеральша Путятина пожертвовала ей копию с явленной Тихвинской иконы Божией Матери. Однажды, придя в свою квартиру, измученная трудами по сбору пожертвований и сомнениями в благоприятном для нее решении дела об открытии общины, столь надолго затянувшемся, прилегла отдохнуть. В сонном видении она была успокоена явлением ей первомученика архидиакона Стефана, который явился перед ней с кадилом в руках, и трижды покадив на нее, сказал: «Возвеличу». После этого видения она действительно скоро получила радостную весть о благоприятном решении ее дела, именно 2 августа, в день памяти первомученика. Тогда же, подкрепленная, она дала обещание устроить в честь первомученника архидиакона Стефана придел в разрешенном к постройке каменном храме, что затем и исполнила.

В 1861 г. освящен каменный пятиглавый Собор в честь Тихвинской иконы Божией Матери (заложен в 1850 г.) с приделами во имя Архангела Михаила и мч. архидиак. Стефана.


Троицкий храм был непосредственно соединен с кельями монахинь в нижнем этаже и с кельями игуменскими в верхнем.

В 1890 г. была возведена колокольня.

Раньше в монастыре имелось два подворья: одно - в Бузулуке на улице Ярмарочной, с флигелем и надворными постройками; другое - в Самаре на углу улиц Симбирской и Уральской (ныне улиц Ульяновской и Братьев Коростелевых).
В период первой мировой войны на территории монастыря и его самарского подворья размещались лазареты для раненых. В 1922 году уездная комиссия по изъятию церковных ценностей конфисковала все ценные предметы церковной утвари, но в монастыре продолжали жить еще 170 сестер. В январе 1929 года Тихвинский Богородицкий женский монастырь был закрыт. Никольская церковь и колокольня были уничтожены, с Тихвинского и Троицкого храмов снесли купола.





О многих сестрах обители можно было бы рассказать многое, но один факт хочется поведать среди первых. Когда журналисты из православной газеты "Благовест" сделали репортаж и взяли с собой в редакцию фотографию одной из молодых насельниц, датируемую 1913 годом, на их глазах произошло чудо. На снимке появилось едва заметное маслянистое пятнышко, от которого исходил тонкий аромат, подобный благоуханию мироточащих икон. Со временем пятнышко стерлось, но запах ощущался долгое время.


В обители почитается Тихвинская икона Божией Матери, переданная в 2001 г. из Троице-Сергиевой Лавры. Настоятельница Тихвинской женской обители монахиня Феофилакта рассказывает следующее: "Этот список с явленной Тихвинской иконы Божией Матери был храмовым образом в Тихвинском соборе монастыря. Схимонахиня Ева и матушка Елена сшили на икону атласную ризу. Веря, что придет день, когда монастырь вновь откроется, они заповедали, чтобы на икону тогда сделали новую ризу - на века. Люди понесли в дар свои украшения, но когда мы решили посоветоваться с ювелирами, как лучше сделать новую ризу, то услышали, что из собранных украшений делать ее нельзя: переплавленный металл через какое-то время рассыплется на мелкие-мелкие кусочки. В молекулярных ячейках возникнет эффект взрыва, и все рассыплется. Уж если делать новую металлическую ризу, так только из однородного сплава. Но мы отдали икону на реставрацию в Троице-Сергиеву Лавру, и теперь она прекрасно восстановлена... Икона вернулась с реставрации 9 июля 2001 года, в день своего празднования. Насельницы с трепетом и радостью встречали чудотворную икону у въезда в город, к ним присоединилось множество молящихся. Вся природа ликовала - был ясный, солнечный день. Под пение тропарей и величаний Царице Небесной сестры несли свою Заступницу по улицам города, не чувствуя усталости. А на следующий день состоялся крестный ход к поруганным святыням прежнего монастыря, Царица Небесная побывала и в Своем некогда величественном Тихвинском соборе. И вновь, как когда-то, здесь - хотя и среди обезображенных стен - прозвучал акафист Тихвинской иконе Божией Матери".
В 2003 г. в процессе реконструкции придела Троицкого храма, организованной руководителем предприятия «Западные Электрические сети», была разбита его северная стена. Строительными способами, без приглашения специалистов-реставраторов, на одной из внутренних колонн выявился Ангельский образ.

Весной 2005 года также без участия реставраторов открылись еще два изображения: Марии Египетской (верхняя часть) и Сергия Радонежского.

Комментариев нет:
Отправить комментарий