среда, 28 апреля 2010 г.

Храм Воздвижения Креста Господня в Дарне

Село Дарна располагается в 4 км от Волоколамского шоссе в подмосковной истринской земле, которое когда-то принадлежало роду Пушкиных. Само село стоит в очень живописном месте, на берегу речки Даренки, впадающей в Песочну (Песочную), приток реки Истры. В 1658 году эти земли стали частью ставропигиального монастыря Воскресения Христова, именуемым сегодня Ново-Иерусалимским монастырем. Святейший Патриарх Никон выкупил эти земли и сделал их монастырской вотчиной.

В 1686 г. была построена деревянная церковь в честь Воздвижения Креста Господня. После ее постройки деревня Дарна превратилась в село Крестовоздвиженское. Посвящение церкви этому празднику завершило смысловой ряд посвящений ново-иерусалимских храмов, а само село стало парадным въездом в подмосковные святые места. Богомольцы, шедшие на моление в Ново-Иерусалимский монастырь, останавливались здесь. С холма Крестовоздвиженской церкви хорошо видны золотые купола Воскресенского собора.

После какого-то несчастья (пожара или разрушения) в 1757 г. на месте Воздвиженского храма была построена деревянная церковь св. апостолов Петра и Павла, но и она сгорела в 1893 г. Временный храм начали строить при существовавшей в селе церковно-приходской школе, а рядом стали возводить прочный кирпичный храм. Этому делу помог свой кирпичный завод, устроенный недалеко от церковно-приходской школы.

Так в 1895 г. был построен большой трехпрестольный храм во имя Воздвижения Честнаго Животворящего Креста Господня.

Он имел 3 предела: Крестовоздвижения, свт. Николая Чудотворца и Вознесения Господня. После проведения работ по благоустройству внутреннего убранства он был освящен лишь в 1900 г.


Кубический объем четырехстолпного храма


завершают пять луковичных глав.


К церкви с юга, а к колокольне с запада примыкают открытые крыльца под шатрами с серебристыми главками.

Южное крыльцо

Западное крыльцо (вход в храм)

Большой пятишатровый храм создан в духе эклектики с использованием классических и древнерусских архитектурных элементов (проект С. В. Шервуда).


Главный престол Крестовоздвиженский. Боковые приделы: Никольский и Михаила Клопского (ныне не освящены). Восточная алтарная часть отделена тремя иконостасами, поставленными в ряд.
После революции здание храма было разграблено, затем использовалось под склад минеральных удобрений. Во время Великой Отечественной немецкие снаряды попали в колокольню и полностью ее разрушили. В 1991 г. храм в плачевном состоянии был передан Церкви, а в 2001 г. Викарий Московской Епархии, Архиепископ Можайский Григорий совершил чин Великого Освящения восстановленного храма.

Внутри церковной ограды, около алтарной части храма, находится могила местночтимой блаженной Александры (+1917). Она жила в конце XIX–нач. XX в., исцеляла физические недуги и душевные расстройства, духом прозревала будущее.

Святой источник, куда, по преданию, сливаются 12 ключей, находится в овраге, в 250 м от храма Воздвижения Креста Господня, и в 50 м от шоссе в г. Истра.

Святой Крестовоздвиженский источник впадает в р. Дарна.

Спуск к источнику слева от креста, вниз по холму через заросли,

но тропинка к источнику протоптана всегда.

понедельник, 19 апреля 2010 г.

Свято-Успенская Почаевская Лавра

Свято-Успенская Почаевская Лавра находится на западе Украины за 70 км от г.Тернополя и за 24 км от города Кременец. Она была основана на Почаевской горе вскоре после татарского погрома Киева Батыем около 1240-1241 года. Спасшись от татарского погрома, уцелевшие киевские иноки, среди которых был преподобный Акиндин, архимандрит Печерский, преп. Поликарп, священномученик Лукиан, преподобный Памво и другие иноки составили число братии новой обители. Сначала многие из них жили не в самой обители, а вокруг нее, в лесах, в уединенных пещерах, и только тайно сходились в один уцелевший от разорения придел Печерской церкви для совершения богослужения. Ныне ее архитектурный комплекс включает 16 церквей.

У истока же святой обителей стоит более великое чудо - явление Пресвятой Богородицы. Предание гласит, что двое из иноков с жителем села Почаев, пастухом Иваном Босым видели в том же году явление Богоматери, стоящей на скале Почаевской в огненном виде. Подобно, неопалимой купине, горевшей, но не сгоравшей, во время откровения Божия Моисею на Синае, образ которой всегда служил знамением Матери Господа нашего, Пречистая Дева была объята пламенем: на голове ее была корона, а в деснице - скипетр. На том месте, где стояла Пресвятая Богородица, остался след Ее Стопы, наполненный чистой и целебной водой. Тогда, вероятно, у подножия горы была сооружена иноками каменная церковь во имя Успения Божией Матери, а в 1649 году над стопой Богородицы была построена церковь в честь Святой Троицы. Затем на этом месте была воздвигнута Великая Соборная церковь Успения Божией Матери.

Стопа Богоматери (отпечаток ноги на плотном известковом туфе) на протяжении многих веков была главной Святыней Лавры. Чудотворный источник, огражденный железной решеткой и покрытый ковчегом, находился внутри церкви Успения Пресвятой Богородицы. Внутри скалы, под стопой, была пещера, в которой вода стекала по каплям в сосуды и раздавалась богомольцам. Наверху ковчега находилось изображение Стопы.

В настоящее время бронзовый позолоченный ковчег находится в Успенском Соборе за небольшой латунной оградой у первой колонны справа. Он сделан из толстого, чуть желтоватого стекла с бронзовой крышкой. На шелковом плате, покрывающем ковчег, - изображение святой Цельбоносной Стопы. Над ковчегом - большой бронзовый киот с барельефным изображением явления Божией Матери. Внутри ковчега теплятся три неугасимых лампады.
Паломники могут увидеть Стопу, если наклонятся к небольшому отверстию, устроенному над самим источником. Так как Стопа находится под полом храма, то приложиться к ней нельзя, поэтому обычно прикладываются к изображению стопы в верхней части ковчега. Целебную воду богомольцы получают в серебряных ковшиках из рук иеромонаха, который несет здесь особое послушание и по традиции называется "стопочным".

Чудотворная Почаевская икона Богоматери известна с давних времен.

В 1559 г. эту икону привёз из Константинополя греческий митрополит Неофит. За оказанное гостеприимство в путешествии по Волыни он подарил икону Пресвятой Богородицы помещице Анне Гойской. Икона была помещена в домашнюю часовню.

Изображение Богородицы типа "Умиление" - поясное. На правой руке она держит младенца Иисуса, а на левой плат, которым прикрыты ноги и спина Христа. Левая рука Иисуса лежит на плече Богородицы, а правой он благославляет. На иконе имеются греческие надписи, а на полях миниатюрные изображения святых: пророка Илии, святителя Мины, первомученика Стефана, преподобномученика Авраамия, великомучениц Екатерины, Параскевы и Ирины.

В 1597 году в имении Анны произошло чудо - от Иконы Богородицы исцелился её слепорождённый брат Филипп Козинский. Чудеса не прекращались, обильно изливаясь на тех, кто прибегал к заступничеству Божией Матери, поэтому в том же году икону решили перенести в Почаев, а монастырю были подарены земленые наделы, что утвержало официальное существование монастыря.

В 1607 году один из татарских отрядов появился под Почаевом. В то время один монах проходил горой, совершая молитвы. Татарин, желая получить невольника, подскочил к нему, но увидев, что инок старый, саблей отрубил ему голову. Монах не умер сразу, а взяв в руки отрезанную голову, донес ее к монастырю, положил перед чудотворной иконой Богоматери и только тогда отдал дух свой Господу.

Святые ворота и колокольня

Потомок Анны Гойской, Андрей Фирлей, будучи лютеранином, желал закрыть монастырь. В 1623 году он направил в обитель своих слуг, которые ограбили монастырское имущество и украли Чудотворную икону. Однажды, позвавши гостей, Андрей одел свою жену в священничиские ризы, дал ей в руки Святую Чашу и принес Чудотворную Икону для насмешки. На жену тут же "напал лютий бес, которым она была мучима" до тех пор, пока икону не возвратили в монастырь. Это произошло в 1644 г., когда по совету игумена монастыря - преп. Иова Почаевского - жена вернула икону в монастырь.

Вместе с Богородицей преп. Иов Почаевский (1602—1651 гг.) остается неизменным заступником древней православной святыни от посягательств иноверцев.


Защищая монастырь в судах от натиска униатов и составляя антиуниатские полемические сочинения, игумен Иов в то же время вел строгую монашескую жизнь, уединяясь для молитвы в расположенной под монастырем тесной скальной пещере. Однажды его преемник Досифей в течение двух часов созерцал дивный свет, исходивший из пещеры во время молитвы преп. Иова.

10 ноября 1651 г. Преподобный Иов преставился, будучи уже столетним старцем. Через 7 лет после своей кончины Преподобный несколько раз являлся во сне митрополиту Киевскому Дионисию Балабану, повелевая открыть свои мощи. Их обретение произошло в 1659 г.


До сих пор на улицах Почаева шумят трехсотлетние липы, посаженные преподобным Иовом.

В 1674 году один почаевский монах, находившийся в турецком плену и горячо молившийся Пресвятой Богородице, в праздник Успения был чудесным образом перенесен в обитель. В Лавре и по сей день хранятся его ручные оковы.

5 августа 1675 г. турки пошли на штурм монастыря. Игумен монастыря о. Иосиф (Довромирский) вместе с братией и беженцами стали служить акафист перед чудотворной иконой Матери Божией Почаєвской. В это время над Свято-Троицким храмом явилась Сама Царица Небесная с распростертым омофором в руках, с небесными Ангелами и преподобным Иовом. Их увидели и сами турки. Тотчас они стали пускать стрелы в небесных защитников, но стрелы возвращались и поражали их самих. Нападающие пришли в ужас и замешательство, они бросились бежать. Немногие православные защитники Почаева погнались за ними, успев взять кого-то в плен. Согласно Лаврским летописям, несколько пленников после этого остались в обители, приняли христианскую веру и до конца дней своих пробыли там на монастырском послушании.

Впоследствии вокруг монастыря были построены крепостные стены и сторожевые башни.

Водонапорная башня

Соборный храм Успения Божией Матери построен в 1780 году. Высота Успенского собора достигает 56 метров над землей. Стоит он на на холме, что возвышает его над окружающей местностью еще 70 метров. Впоследствии в Соборе появилось 2 придела: во имя святого Николая Чудотворца и в честь святого Александра Невского.


В соборном храме над царскими вратами в звездчатом киоте помещалась известная чудотворная Почаевская икона Богоматери.


В 1831 году монастырь и икона, после долгого униатского плена (с 1721 г.) были возвращены православным, а монастырь получил статус Лавры. Возвращение Лавры православным сопровождалось исцелением слепой девочки Анны Акимчуковой. В память об этом событии установлено еженедельное, по субботам, чтение соборного акафиста перед чудотворной иконой.

Каждый же день в пять часов утра в Успенском храме, освещенном лишь одними лампадами, монастырской братней служится полунощница. После нее, при пении тропаря "Непроходимая Врата", чудотворный образ Матери Божией Почаевской медленно опускается и останавливается на уровне человеческого роста.

Икона держится теперь на двух шелковых лентах: рядом с нею стоит иеромонах, называемый по традиции "киотным". Иноки, а вслед за ними и все присутствующие в храме, подходят приложиться к Чудотворному образу.

Копия с иконы Божией Матери Почаевской, называемая “Стопочною”,


пожертвована в Лавру за спасение от холеры в 1847 киевскими доброхотными христолюбцами.


В Успенской соборной церкви также находится рака с восемнадцатью частицами св. Животворящего древа и мощей свв. апп. Филиппа и Варфоломея, свт. Василий Великого, свт. Амвросия Медиолианского, вмц. Варвары и др. Все частицы были расположены на богатой серебряной доске, покрывающей раку. Иконостас этого храма назывался “царским” и устроен был имп. Александром II в память посещения им Лавры в 1859.


В пещерном храме Святой Троицы в серебряной раке, устроенной в 1842 году графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской, почивали мощи преподобного Иова Почаевского.

В 1861 года архиепископ Антоний положил первый камень в основание новой лаврской колокольни. Раньше звон было слышно на 30 км, теперь – где-то на 10.

В ней 4 этажа, первый из которых имеет форму креста, остальные - четырехугольную форму. По углам они украшены каменными столбами - в тон Успенскому собору. Над входными дверьми колокольни изображена Почаевская икона Божией Матери, с северной стороны - изображение преподобного Иова.

Храм св. Иова Почаевского

Храм св. Иова Почаевского, построенный униатами во второй половине XVIII в., изначально именовался Свято-Варваринским, а во имя преп. Иова он был освящен в 1864 г.

Его еще называют «Пещерным», поскольку он представляет собой врезанную в скалу галерею. Он находится на самой окраине горы Почаевской. В глубине скалы расположен примыкающий к храму грот,

куда поместили раку с нетленными мощами Святого Иова, и его небольшая пещера.

Ежегодно (с 1903) 28 октября с особенным торжеством совершалось обнесение мощей прп. Иова вокруг Великой Лаврской церкви.

Под пещерным храмом, внизу по склону горы, расположена еще одна церковь, такая же вытянутая и освещенная светом лишь с южной стороны – Церковь преподобных Антония и Феодосия Печерских. В одной из ее ниш за завесой скрывался дубовый гроб, обитый шелковою материю, в котором первоначально почивали мощи прп. Иова.

Церковь преподобных Антония и Феодосия Печерских

С 1891 в Лавре находился список с чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, находящейся в монастыре Пантократора (Вседержителя) на св. Афонской Горе, именуемой “Герондисса”.
Троицкий собор кубической формы с завершенный одной главой, с башней с запада (для входа на хоры) и абсидами с востока был построен в 1906—1912 гг. Узкие проемы окон создают в храме постоянный полумрак и молитвенный настрой.

В настоящее время с западной стороны Троицкого Собора изображен мозаичный образ Почаевской Божией Матери, Которой поклоняются волынские святые,

с северной стороны - Новозаветная Троица с Голгофой в центре, с южной - образ Спаса Нерукотворного, перед которым склоняются святые князья.


Два иконостаса сливаются словно в четырехъярусный благодаря тому, что у них одинаковая высота и иконы закреплены в одних тяблах. Тябла из темного дуба, резные, рельефные; орнамент резьбы - стилизованные растения.

В 1939 году Западная Украина отошла к Советскому Союзу. У монахов отобрали весь скот, сельхозтехнику, запасы зерна и продукты питания. Как-то раз о. Иосиф (Головатюк, 1894-1971) своим мужеством и смелостью отстоял закрытие Троицкого Собора. После этого отца Иосифа арестовали и отправили в психиатрическую больницу. Власти запретили ему возвращаться в Лавру. Лишь в 1943 году после встречи Сталина с тремя Митрополитами, Сергием, Алексием и Николаем, изменилась политика в отношении Церкви. По преданию, это связано с тем, что почаевский старец исцелил дочь Сталина - Светлану. В знак благодарности Светлана Иосифовна спасла монаха от принудительного «лечения» в психоневрологической больнице, разместившейся в Лавре. После смерти отца она взяла себе фамилию матери (Аллилуева) и решила уехать за границу, взяв с собой и старца, но он отказался, вернувшись в Лавру. После его кончины мощи оказались нетленными, а самого Амфилохия причислили к лику святых (после того, как один раз по указанию властей его побили почти до смерти, отец Иосиф был принят в схиму под именем Амфилохий). Нетленные мощи Амфилохия Почаевского находятся в Храме преп. Иова.

В 1992 году святая обитель подтвердила свою приверженность Московскому патриархату. С 1997 года Лавра получает статус ставропигии, то есть прямо подчиняется юрисдикции митрополита.


На территории Почаевской Лавры расположены следующие храмы:

• Собор Троицы Живоначальной



• Церковь Иова Почаевского



• Церковь Варвары



• Церковь Похвалы Пресвятой Богородицы



• Летняя церковь

Летний алтарь предназначен для праздничных богослужений в теплое время года.


• Часовня над колодцем


• Часовня в честь 2000-летия Рождества Христова



* Храм во имя Архистратига Михаила, при архиерейских покоях




• Надвратная церковь Николая Чудотворца



• Церковь Антония и Феодосия Печерских

• Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, кладбищенская



• Часовня в честь 400-летия перенесения иконы Богородицы в монастырь


• Часовня Почаевской иконы Божией Матери

• Свято-Духовский скит с церковью Серафима Саровского, церковью Иова Почаевского и церковью Сошествия Святого Духа.

Свято-Духовский скит находится в 4 километрах от Почаевской Лавры, основан раньше нее. Именно здесь жили монахи еще до закладки Лавры. В скиту три храма: Святого Духа, преп.Серафима Саровского и Всех Святых.


С приходом к власти Хрущева храм Серафима Саровского превратили в морг, церковь Святого Духа - в зернохранилище, храм Всех Святых - в кинотеатр. 10 апреля 1959 г. в Скит ворвались милиционеры во главе с первым секретарем Почаевского райкома Ичанским, который собственноручно срывал иконы и разбивал их о землю. Когда братия попыталась возмутиться, райкомовец громко сказал: «Если Бог есть, то пусть отберет у меня самое дорогое». Как только Ичанский вернулся домой, ему передали телеграмму: утром в руках у его дочери Людмилы, работавшей во львовской химлаборатории, взорвалась колба с серной кислотой. Девушка получила столь тяжкие ожоги, что должна была скончаться сразу. Но промучилась в больнице до вечера, пока отец не покинул разоренный скит. После похорон дочери Ичанский пережил еще два страшных удара: старший сын застрелился, а супруга попала в психбольницу… Чтобы «замять» эту ставшую известной историю, Ичанского перевели в другой район…

Теперь в Скиту служба восстановлена, круглосуточно читается Псалтирь о живых и усопших.

Святыни:

Икона преп. Серафима написана на камне, на котором он молился 1 000 дней и ночей. Невдалеке в деревяном ларце хранится килограммовый крест с цепью, принадлежавший святому Никите.
Плачущий лик святого Мефодия – основоположника скита.
Чудотворный Образ Богородицы, именуемой Скоропослушницей. Эта икона была привезена в скит из села Любимовка Каховского района Херсонщины. Сейчас она полностью обновилась.
Колодец у святого источника