воскресенье, 30 января 2011 г.

Спасо-Преображенский Собор г. Невьянска


Город Невьянск расположен на реке Нейва, в 75 км от Екатеринбурга. В 1702 году построенный Невьянский завод по указу Петра I был передан во владение тульскому заводчику Никите Демидову. Ему предписывалось завести заводской поселок и церковь. Так, прямо на территории демидовского завода в 1710 году была возведена деревянная церковь Преображения Господня с тремя приделами: в память Преображения Господня, Успения Богородицы и во имя апостолов Петра и Павла. Церковь построили в живописном месте - на берегу пруда. Территория завода была обнесена деревянной крепостной стеной, напоминая настоящий кремль.


На территории завода также была построена высокая башня (1722-1732 гг.), на последнем этаже которой располагалась колокольня. К колоколам подвели струны курантов, которые Демидов купил в Англии. 
 
 Колокола на башне
 
Одной из функций башни была дозорная, поскольку заводы на Урале порой разоряли то башкиры, то просто "лихие люди". По одной из версий, башня накренилась в самом начале строительства, но была надёжно укреплена, а по другой - её сделали наклонной специально, наподобие Пизанской башни в Италии. Несмотря на то, что уклон башни был около 2 м, до сих пор этот уклон не увеличился, так что она стоит довольно устойчиво.

 Известно, что приблизительно в первом десятилетии в этой местности произошло чудное обретение иконы Божией матери. Предание гласит: "Шли из России несколько человек бурлаков для водворения на горных заводах, и на дороге, ведущей к Невьянскому заводу, обрели скит монашествующих и изъявили желание последовать примеру проживающих в скиту монахов, где и остались для всегдашнего проживания. Но необузданное своеволие бурлаков видело в мирной жизни схимников один только тяжелый труд в работах и молитвах, чего им скоро наскучило и они решили продолжать свой путь далее к Невьянскому заводу. Скит, в котором проживали, разорили и разграбили, оставив на том месте только одну святую икону Знамения Пресвятой Богородицы. Но Образ Богоматери не благоволил оставаться в неизвестности, ибо от сей святой иконы был глас, повелевающий бурлакам непременно взять ее с собою, угрожая в противном случае обнаружить их грабительство и разорение скита. Три раза они покушались спрятать святую икону в лесу, но глас повелевал немедленно взять ее с собою. Бурлаки, вследствие трехкратной неудачи, решились нести святую икону с собой. 
Не доходя до Невьянского завода, послали в оный несколько человек из своих товарищей, чтобы объявить кому-либо о несенной ими святой иконе, столь чудно на них подействовавшей. По приходе в Невьянск они нашли квартиру, и когда хозяину оной рассказали о своих обстоятельствах, то он ужаснулся принять со святой иконой в дом свой. Тогда посланные возвратились к оставшимся при святой иконе товарищам, то по всеобщем совещании решили никому в заводе о святой иконе не объявлять, а поставить таковую на заводскую тульскую башню, что по приходе в Невьянск и исполнили.
Явление иконы тотчас же сделалось известным жителям завода, и икона была принесена в церковь. Явление чудотворной иконы произвело на жителей Невьянска большое впечатление. Один из жителей Невьянска, Савва Медведев, был заподозрен в краже вещей у жителя деревни Каменки, но так как подозрение на Медведева было невинное, то он и приносил Господу Богу теплые молитвы об избавлении [от] возводимого на него обвинения. Молитвы Медведева были услышаны защитою и покровительством явившейся святой иконы на башне: в одну ночь явившаяся на башне икона, находящаяся уже в то время в церкви, явилась Медведеву и рекла: “Если ты обещаешься перенести меня в дом свой, будешь избавлен от возводимого на тебя напрасного обвинения”. Обрадованный чудесным явлением святой иконы, Медведев дал в этом обещание, и действительно в скором времени потребован в Алапаевскую провинцию для ответа по возводимому на него обвинению в краже. Но лишь только явился в провинцию, претендатель пал перед ним ниц и просил прощения в напрасном обвинении, так как учинивший кражу был уже обнаружен и предан суду. 

Такое проявление милости Божией тем разительнее подействовало на Медведева исполнить данное им обещание чудотворной иконе. По возвращении в Невьянск Медведев немедля явился к протоиерею, сказал ему все происшедшия с ним обстоятельства и просил уступить ему святую икону. Протоиерей затруднился вырешить единолично просьбу Медведева, посоветовался с властями Невьянского завода, и по всеобщем совещании было решено продать святую икону Медведеву за три рубля (в 1709 г.), а деньги приложить в церковь. 

Вскоре после того Медведев был переведен на жительство с Невьянского в Верхне-Тагильский завод, тогда он перенес с собой и чудотворную икону. Находилась святая икона во владении Медведева, в Невьянске и Тагиле, 44 года. В 1753 г., когда в Верхне-Тагильском заводе была построена церковь, Медведев с общего согласия всех жителей внес в церковь сию чудотворную икону и вместе с ней внес еще три иконы: Пресвятыя Живоначальныя Троицы, Святого пророка Илии и Святых мученик флора и Лавра, сам же, будучи человеком усердным и богобоязненным, был избран церковным старостою. 

От сей чудотворной иконы Знамения Божией Матери бывали многая исцеления от различных болезней с верою и усердием к ней притекающим... 
В Невьянском заводе был необыкновенный падеж на скота. Тогда жители Невьянска вспомнили о святой иконе, явившейся на башне, и пожелали принести таковую в Невьянск для принесения теплых молитв об избавлении от падежа, что ими и было исполнено. По принесении теплых молитв сему чудотворному Образу падеж на скота прекратился. Поэтому жители Невьянска положили обет ежегодно приносить святую икону в Невьянск к празднику Святых Апостолов Петра и Павла и приносить обратно в Тагил к празднику Святого Пророка Илии, что с большим радением исполняется и поныне. В одно время при переносе святой иконы из Тагила в Невьянск, священники, служа молебен на речке Калате, между собою поссорились. Когда хотели продолжать ход, святую икону не могли даже поднять с места. Видя такое чудотворение святой иконы, сопровождающие трудолюбивые богомольцы стали просить священников, чтобы они примирились. И когда священники искренно простились между собою, тогда чудотворная икона несена бысть с необыкновенною легкостию ".
В 1772 году Преображенская церковь очень сильно пострадала во время большого пожара, поэтому ее пришлось отстроить заново. В эти же годы освятили еще один придел: в честь преподобного Саввы. Тем не менее демидовская церковь уже не могла вместить всех желающих:
Невьянский завод превратился в крупное предприятие, а количество жителей в заводском поселке превышало несколько тысяч. В результате Невьянская заводская контора обратилась в Пермскую епархию за разрешением строительства нового каменного храма, на что и было получено разрешение.


 Спасо-Преображенский Собор был заложен 10 августа 1824 г. как приходская церковь. В основание церкви положили закладную чугунную плиту со следующей надписью: “В Старо-Невьянском заводе покойного господина Коллежского советника Петра Саввича Яковлева... заложен сей храм... на память святого мученика и архидиакона Лаврентия во имя божественного преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа... заложение же сия совершил сам епархалъный преосвященный Дионисий Пермский и Екатеринбургский с протоиереями и священниками по божественной литургии, которую сам совершил”. Строился Преображенский храм в стиле позднего классицизма на средства заводовладельцев Яковлевых и на частные пожертвования. В своем первоначальном виде он обладал цельностью композиции с последовательно воплощенным центрическим принципом и «всефасадностью»: он был квадратным в плане, одноэтажным, четырехстолпным, пяти-купольным, дополненным с четырех сторон колонными портиками дорического ордера. Идея строгой центричности и подчиненности всех элементов композиции главному нашла свое выражение и в решении малых куполов, поставленных на низкие глухие барабаны.


 Снятие с креста (Невьянск, середина 19 века)

Главное два боковых крыльца были покрыты узорчатыми чугунными плитами (подобные находятся в наклонной башне). Такие же плиты покрывали пол в храме.


Место для строительства было выбрано не случайно — на центральной площади рядом с наклонной башней, которая была видна издалека.


В 1826 году, когда были завершены основные строительные работы, сгорела старая деревянная церковь, так что новый храм принял в себя всех прихожан. Деревянный иконостас с изображениями святых. Как гласит предание, иконостас из старой демидовской церкви был целиком перенесен в новый храм. В 1827 году освятили правый придел в честь Успения Пресвятой Богородицы, через три года - левый придел во имя апостолов Петра и Павла и центральный придел Преображения Господня.


В 1850 году было принято решение о пристройке к церкви каменного притвора с трапезной и колокольни. В 1851 г. началось строительство. Как рассказывает предание, перед возведением колокольни священник поставил условие, чтобы она непременно была выше демидовской башни, так как “Бог выше Демидова”. Тем не менее по завершении строительства колокольня все равно оказалась ниже. Тогда было решено водрузить шпиль с крестом. В результате Спасо-Преображенская церковь превзошла наклонную башню по своей высоте: 64 метра против 57 с половиной.


Колокольня опиралась на широкий прямоугольный дверной проем притвора. Стены в нижней части были прорезаны полукруглыми проемами, в верхней части четверика располагались прямоугольные и квадратные ниши. Второй ярус имел большие полукруглые арки, дающие впечатление простора. Третий ярус выстроен в форме цилиндра, прорезанный с четырех сторон арочными проемами. Высокий, устремленный ввысь шпиль с крестом венчал колокольню.


 В середине 60-х годов XIX века в трапезной было устроено еще два придела: правый, в честь Архистратига Михаила (освящен в 1864 г.), в память освобождения крестьян от крепостной зависимости, и левый — в честь преподобного Саввы Освященного и святого Николая Чудотворца (освящены в 1865 г.). В центральном Преображенском приделе установлен новый позолоченный иконостас с витыми колоннами. так что все три иконостаса предстали в едином стиле барокко.

Приделы изнутри покрасили в зеленый цвет, большой купол расписали сюжетами на библейские темы. По свидетельствам очевидцев, входя в церковь, верующий попадал в другой, необычайно красивый мир. 
 Успение Божией Матери. Невьянск, середина 19 века.

На колокольне храма установлено восемь медных колоколов весом от 193 пудов 2 фунтов до 20 фунтов.

 В мае 1890 года в Невьянске вспыхнул пожар, истребивший 2/3 завода. В газете "Екатеринбургская неделя" появилась такая заметка: "Итак, Невьянска не существует... Что теперь делать? Во всей невьянской даче, заключающей в себе 180 229 десятин земли, ни строевого, ни дровяного леса нет; запасы угля уничтожены; тысячи народа без крова и пищи. Многие семьи лишились своих родных..." . Тем не менее храм не сгорел, а  завод вскоре был  перестроен  в артиллерийский, чугуннолитейный. Этого требовало военное время - шла Первая империалистическая война.
11 мая 1912 года указом Синода Спасо-Преображенская церковь получила соборный статус. В это время количество прихожан в ее приходе составляло уже свыше 15 000 человек. В округе стали строить новые храмы.

 "Не рыдай Мене Мати"
Невьянск (?). Конец XVIII - первая четверть XIX века.

В середине июня 1918 года в городе вспыхнуло восстание против большевиков, ставшее одним из крупнейших на Урале. Духовенство района было обвинено в развязывании антибольшевистского выступления, поэтому священнослужителей убивали в первую очередь. Людей четвертовали, живьем закапывали в землю, глумились, применяли к ним самые зверские пытки.
6 (19) августа 1918 г. должен был отмечаться престольный праздник Спасо-Преображенского собора в Невьянске. Накануне дьякон Вячеслав Луканин со своим хором, гостями и хористами Свято-Троицкого храма г. Кизела, приехавшими специально на это торжество, сидели вечером в доме и обсуждали план проведения храмовых торжеств. Был комендантский час. Обнаружив свет, красноармейцы ворвались в дом и арестовали всех, кто там был. На следующий день под конвоем всех арестованных привели к Спасо-Преображенскому собору и за алтарем заставили рыть могилы. Отец диакон попросил красноармейцев дозволить ему помолится перед смертью в соборе. Не услышав ответа, диакон Вячеслав медленно пошел в собор, тихо читая молитву «за упокой» своей души. Войдя в храм, он видел, как красноармейцы срывают со стен иконы, бросают их на пол, при этом выламывают драгоценные оклады, круша всё, что попадало им под руки. Он вступился, но было бесполезно. Отец Вячеслав стал молиться перед образами. Увидев это, один из «орловцев» выстрелил ему прямо в спину. Убитого диакона волоком вытащили из собора и бросили в могилку, вырытую его руками. В тот день были расстреляны все, кто был с ним, о чём свидетельствуют записи в метрической книге Спасо-Преображенского собора Невьянского завода, за 1918 год.
Священномученик Вячеслав (Луканин) диакон, Невьянский 

8 сентября 1918 года в своем доме был убит большевиками  и священник Преображенского собора, Петр Иванович Иовлев. 10 сентября было совершено его соборное отпевание, после которого отец Петр  был погребен в церковной ограде. Ныне диакон Вячеслав и о. Петр причислены к лику святых в сонме Новомучеников. 
 Священномученик Петр Иевлев
 В 1922 году в городе работала специальная комиссия по изъятию церковных ценностей. Под предлогом борьбы с голодом из Собора были изъяты 109, 3 кг серебряной и золотой утвари, драгоценных камней. Среди изъятого были такие уникальные вещи, как позолоченная риза Невьянского списка с Верхнетагильской иконы Богоматери “Знамение”, копье с крестом из чистой платины, серебряный позолоченный напрестольный крест с мощами святых и другое. Невьянский список с Верхнетагильской чудотворной иконы сейчас находится в Вознесенской церкви г.Невьянска.

Богоматерь "Знамение". Уральская икона XIX века. Невьянск.

Живопись: 1820-е годы.
Оклад: третья четверть XIX века. 
Впоследствии многие иконы со всех городских церквей оказались в музее, но большинство икон со Спасо-Преображенского Собора люди успели перед его закрытием разнести в свои дома.

 Распятие

В 1932 году было принято решение о закрытии собора. Тут же были сняты с колокольни все восемь медных колоколов, а здание собора передано в пользование Невьянскому механическому заводу.

В начале 40-х годов сводчатые перекрытия храма были разобраны, снесена колокольня. В военные и послевоенные годы здесь находился цех готовой продукции военного назначения (ракет, снарядов). В храме остались только четыре наружные стены на высоту 6 метров от цоколя и купольное завершение. К концу ХХ в. Спасо-Преображенский собор представлял собой здание, полностью утратившее облик храмовой архитектуры.

В начале 90-х годов из бывшего здания храма было выведено производство. Московский институт «Спецпроектреставрация» в течение 2-х лет проводил проектно-исследовательские работы, создан эскизный проект реставрации. Утраченный архитектурный облик собора был достоверно восстановлен по старым фотографиям. Все пять иконостасов с киотами (три в храмовой части и два в трапезной) запроектированы в новом материале — керамике, но в прежнем композиционном строе и с выдержкой черт изначального архитектурного облика. Однако денег на реставрационные работы не хватило.
 
  Иконостасы в настоящее время

 21 июня 2000г. для координации реставрационных работ был создан благотворительный фонд «Старый Невьянский завод». 19 мая 2001 г. на территории НМЗ в присутствии Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия, произошла закладка плиты и освящение основания Спасо-Преображенского собора. Главный престол устроен в честь Преображения Господня, северный — в честь апостолов Петра и Павла, южный - посвящен Пресвятой Богородице. Колокольня Спасо-Преображенского собора построена в три яруса. В июле 2003 г. были освящены и установлены 8 колоколов. 19 августа 2003 года, в день Преображения Господня освящен сам Спасо-Преображенский собор. В этот же день Невьянский собор обрел свою старинную храмовую икону Святителя Николая Чудотворца. Еще одну храмовую святыню — икону св. евангелиста Иоанна Богослова (из царских врат бывшего Невьянского собора) подарил приходу главный архитектор района Александр Витальевич Нечхаев.




http://venividi.ru/node/15283
http://www.urbibl.ru/Stat/Hrami/spaso_preobr_sobor_nevyanska.htm
http://www.nevyansk.org.ru/index/istorija_goroda/0-55
http://www.realto.ru/news/show/?id=4415&id_sect=169&newsmode=all
http://orthodox.etel.ru/Photo/2008/Galleris/20080910petr.php
http://orthodox.etel.ru/2001/02/znamen.htm

Видеосюжеты:
Невьянская икона: http://video.yandex.ru/search.xml?text=%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%20%D0%9D%D0%B5%D0%B2%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%2019%20%D0%B2%D0%B5%D0%BA%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&where=all#search?text=%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%20%D0%9D%D0%B5%D0%B2%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%2019%20%D0%B2%D0%B5%D0%BA%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&where=all&filmId=46620802-00
Наклонная башня: http://video.yandex.ru/search.xml?text=%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%20%D0%9D%D0%B5%D0%B2%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%2019%20%D0%B2%D0%B5%D0%BA%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&where=all#search?text=%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%20%D0%9D%D0%B5%D0%B2%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%2019%20%D0%B2%D0%B5%D0%BA%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&where=all&filmId=30628887-00
Священномученик Петр: http://media.tv-soyuz.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=803&Itemid=67

воскресенье, 16 января 2011 г.

Свято-Успенский Вауловский скит

Ярославская епархия

Вауловский Успенский женский скит расположен в 12 верстах от г. Романово-Борисоглебска Ярославской губернии и в 10 верстах от р. Волги.

Старинное село Ваулово Романово-Борисоглебского уезда с начала XVI века принадлежало знаменитому дворянскому роду Алябьевых. Оно располагалось в живописной местности: в низине, окруженной холмами и тенистыми рощами. Рядом протекала небольшая речка Вздержиножка, или "Сдержи ножка", как по-своему называл ее отец Иоанн Кронштадтский из-за того, что она была загромождена сучьями и кустами, переброшенные через реку как мостик.

Князь Василий Яковлевич Алябьев  построил в селе деревянную церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери, но в 1729 г. она сгорела. Спустя двадцать лет племянник князя, полковник Афанасий Иванович Алябьев, построил на ее месте новую церковь – каменную, двуглавую, в честь Успения Пресвятой Богородицы, с приделом в честь святителя Николая Чудотворца. Освятили ее в 1751 году. В 1767 году в Ваулове появилась еще одна теплая зимняя одноглавая церковь во имя преподобного Александра Свирского, устроителем которой стал племянник Афанасия Ивановича - поручик Василий Алексеевич Алябьев.


Последним владельцем поместья был граф Владимир Павлович Мордвинов, который служил тайным советником и сенатором, а также был известным судебным и общественным деятелем. В 1884 году в церкви во имя преподобного Александра Свирского его тщанием были сооружены новый престол и жертвенник, исправлен купол и вновь вызолочен крест. На доске бывшего жертвенника была написана икона Божией Матери «Знамение», в точную меру и подобие подлинной чудотворной иконы, находящейся в иконостасе Знаменского собора в Новгороде; на доске бывшего престола – икона Господа Вседержителя, сидящего на Престоле, с помещенного в книге первой «Христианских древностей» (изд. Прохорова) рисунка, снятого Зильценбергом с мозаичного изображения, находящегося в Софийском соборе в Константинополе. Местночтимой иконой была Грузинская икона Божией Матери.
Грузинская икона Божией Матери

В 1892 – 1893 годах при церкви преподобного Александра Свирского выросла колокольня, на которую были подняты четырнадцать колоколов.

Вауловский монастырь начала XX в. 
По заказу В.П. Мордвинова для Вауловской Успенской Церкви была написана копия иконы «Благодатное Небо», с подлинника, который находится в иконостасе Архангельского собора Московского Кремля. По обычаю того времени икона была исполнена маслом на жести, что  послужило ее сохранению на долгое время. Эта икона была освящена на Леушинском подворье в Санкт-Петербурге, затем торжественно доставлена в Ваулово.

Образ Пресвятой Богородицы "Благодатное небо"
В 1903 г. Мордвинов, будучи тяжело болен опухолью мозга, передал своё имение в дар Санкт-Петербургскому Иоанновскому монастырю, созданному трудами прав. Иоанна Кронштадтского, с которым Владимир Павлович был давно знаком.
Имение состояло из отдельных дач, в том числе дачи села Ваулова с находящимися там двумя каменными церквами, с церковным наделом в 33 десятины пашенной земли, ризничным и прочим церковным имуществом, церковными денежными капиталами и всеми церковными и помещичьими усадебными постройками. Иоанновский женский монастырь, в свою очередь, обязался открыть "в сем имении убежище, в коем престарелые монашествующие сестры находили бы себе удобный покой, а больные – отдых и средства к восстановлению своего здоровья, и принимать все меры к тому, чтобы в вауловских храмах богослужение совершаемо было неопустительно и благоговейно и чтобы в храмах сих отнюдь не прерываемо было правильное отправление церковного поминовения".
Отец Иоанн Кронштадтский прибыл в Ваулово  26 июня 1903 г. Благодаря сопровождавшему его художнику С. В. Животовскому сохранился прекрасный монтаж видов Ваулова и окрестностей. В  книге «На север с отцом Иоанном Кронштадтским» описан их приезд в село:


"Но вот среди зеленой рощи показались две белые старинные церкви, такая же белая колокольня и большой барский дом …

– Хорошее имение, хорошо будет здесь монахиням, – заговорил с нами ямщик. – Вот и колокольня эта замечательная … так в ней колокола подобраны, что «Коль славен…» играет. Батюшка здешний отец Павел – священник редкостный. Не священник – отец родной! Тридцать шесть лет здесь служит. Да как служит-то! И певчих здесь! А из других приходов народ к нему идет, потому служит с душой… Постник он и праведной жизни человек, – закончил наш ямщик, когда мы уже въезжали на широкий двор усадьбы, где мы были встречены хозяином дома с чисто русским радушием и гостеприимством".

 Барский дом

Вскоре Вауловское имение было переименовано в Успенский скит С.-Петербургского Иоанновского монастыря. Для начала общежития отец Иоанн с игуменией Ангелиной перевели сюда из петербургской обители несколько опытных инокинь. Настоятельницей Скита считалась игуменья Ангелина, а заведующей - монахиня Евпраксия (Кононова), тетя игумении. Благодаря их трудам были построены дома для размещения сестер и причта, монастырская больница, богадельня, гостиница для приема богомольцев. Большую помощь в хозяйстве оказал небольшой кирпичный заводик, скотный двор, пруды, в которых разводили рыбу. Поначалу в скит монахинь присылали из Петербурга сроком на один год, а когда скит облагоустроился, то и на большее время.

 По благословению отца Иоанна Кронштадского в 1903 году  в Вауловский Успенский женский скит  был назначен о. Михаил (Сретенский), сын протоиерея Романова-Борисоглебского Воскресенского собора Леонида Сретенского. Благодаря о.Михаилу в Ваулове появилась пасека на 60 ульев. По рассказам старожилов, один из них был целиком стеклянный – специально для отца Иоанна, любившего наблюдать за пчелами.

В  дневнике за 1908 год отец Иоанн Кронштадский оставил несколько записей, относящихся к о.Михаилу. Вот некоторые из них:
«Отцу иерею Михаилу Сретенскому желаю добра всякого, как себе. Да пользуется он даром Божиею землею – невозбранно, да трудится над пчелами.

Отец Михаил – священник хороший, простой, трезвый, благонравный, в службе исправный, предупредительный, но притом семейный". 

Ваулово было любимым летним местопребыванием кронштадского пастыря. Ослабленному неустанными трудами, болезнями батюшке нужны были покой и отдых, хоть на какое-то время. Вот что он писал домой в Кронштадт: «Я начинаю чувствовать себя лучше с каждым днем. И действительно, местность здесь так хороша, что для восстановления физических сил не нужны никакие другие дачи или заграничные курорты. Здесь я огражден от всяких «беспокойств».

Зарисовка С. В. Животовского

"Здесь дивная красота природы, - писал батюшка, - но в духовном отношении Храмы Божии здесь –  отца первая красота... Я служу ежедневно, причащаюсь, и монахинь и мирян причащаю часто. Луга, леса - загляденье - рай земной. Благодарю Господа, даровавшего нам этот земной рай. Он краше вашей Тарховки в сто раз, если не больше". Вауловские жители рассказывали, что здесь о.Иоанн исцелил отрока Владимира Градусова и предсказал ему, что он станет большим человеком. Это предсказание сбылось – он стал архиепископом Ярославским и Ростовским.

Для о.Иоанна специально был построен деревянный, двухэтажный домик. В саду за домом поставили беседку, которую батюшка называл «Мое уединение» . В ней он любил проводить время за чтением, в размышлениях и беседах. С июля 1906 года он всегда останавливался в своем домике, здесь же принимал своих многочисленных гостей и лишь иногда уезжал на несколько дней.

 
 Кабинет прав. Иоанна Кронштадского
 
К весне 1908 года отец Иоанн был совсем слаб и уже не выезжал из Кронштадта в Петербург. Однако в апрельском письме к игумении Таисиинастоятельнице Иоанно-Предтеченского Леушинского женского монастыря, он пишет: "Если даст Бог мне лето благоприятно, на родину думаю не ехать, а пожить в Ваулове сначала, а потом у тебя в Леушине." Действительно, в Суру батюшка не поехал, хотя еще в начале мая такое намерение у него оставалось. После очередного осмотра доктор В. Б. Берженсон предписал отцу Иоанну «специальное лечение под руководством врача-специалиста, полнейший отдых, постоянное пребывание на чистом деревенском воздухе, строжайший режим, отказ от всякого богослужения». Кронштадский пастырь поблагодарил доктора за консультацию, но сказал, что от богослужений, от постов и молитв за болящих он никогда не откажется, покуда болезнь окончательно не прикует его к постели. "Только один из ваших советов я исполню, – прибавил батюшка,– поеду, как и каждый год, в Архангельскую губернию, но находиться под постоянным наблюдением специального врача – этого я сделать не могу". Но поехал он все же не Суру, а в Ваулово, вместе с игуменией Ангелиной.
24 мая он уже был в Успенском скиту. 17 июля отец Иоанн выехал из Ваулова в Леушино, где пробыл десять дней, потом посетил Казань, Елабугу и Устюжну, а 14 июля снова возвратился в Ваулово. Вот одна запись, написанная здесь в своем дневнике: "Чтобы наследовать Небо и Вечную жизнь и сподобиться вечного сообщества святых Ангелов и святых человеков, нужно здесь, на земле, предочистить себя, возненавидеть грех и возлюбить правду и таким образом уподобиться Богу и святым Его… Святые всю жизнь готовились и очищали себя от всякой скверны плоти и духа; особенно надо научиться смирению, ибо начало греха – гордость".

Как бы заключительным аккордом его жизни явилась следующая запись: "Я должен буду вскоре оставить землю – прочь пристрастие нелепое, мертвящее ко всему земному; да возлюблю единое не потребу, да возлюблю Господа, мое Сокровище жизненное, неистощимое".
"28 июля, в понедельник, – говорится в дневнике далее, – пожаловал в Вауловский Успенский скит Высокопреосвященный архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон, стоял и молился всю обедню, пил чай, закусывал, осматривал скит (11 часов до полудня), в час пополудни изволил обедать и в два часа уехал…"  
Одна из насельниц Иоанновского монастыря, монахиня Арсения, об этой встрече рассказывала так: “Однажды приехал к нам архиерей Ярославский Тихон, и дорогой батюшка ему при мне сказал (я стояла здесь же в столовой) вот что. Когда им были поданы два кресла, они сели, а потом батюшка вдруг встает и говорит:

– Владыка, пересядьте на другое кресло. Ваше место – патриаршее”

Это ему батюшка предсказал вперед за семнадцать лет».


В последнее лето в своей жизни отец Иоанн отслужил в Вауловском скиту 40 Литургий, в память об этом батюшка благословил посадить 40 липовых веточек. Посажены они были летом слишком поздно, когда ни один саженец не приживается, но по молитвам и благословению кронштадского пастыря все веточки принялись. До сих пор прекрасная липовая аллея представляет собой память о дорогом батюшке.

Незадолго до кончины о. Иоанн  передал игумении Таисии свои распоряжения по Ваулову. В первую очередь, они касались того, чтобы осиротевшие сестры во главе с верной помощницей игумении монахиней Евпраксией строго придерживались порядка, существовавшего в скиту при отце Иоанне.

Сразу после кончины великого праведника и позднее приезжали в скит многие священнослужители чтобы помолиться в этом святом месте. Были и исцеления. Сам о.Михаил был исцелен прав. Иоанном Кронштадским в 1910 году. В № 38 Ярославских Епархиальных ведомостей в заметке, озаглавленной «Чудесное выздоровление», было написано следующее:
«Священник Михаил Сретенский – избранник батюшки Иоанна, поставленный во священники в Вауловский Успенский скит благодаря ходатайству батюшки, пользовавшийся любовью и расположением его. После смерти отца Иоанна священнику Михаилу была сделана весьма серьезная операция уха – больной был захлороформирован, но, несмотря на это, все слышал, что говорили между собой во время операции доктора, слышал хрустение костей, но боли не чувствовал, а возле себя живо видел батюшку Иоанна присутствующим и наблюдающим за докторами-операторами до конца операции, которая совершилась весьма удачно. Перед совершением операции отец Михаил ездил в Санкт-Петербург ко гробу своего благодетеля, молился и испрашивал благословения батюшки на совершение этой операции, и накануне операции исповедовался и причастился Святых Таин при Александро-Невской больничной церкви». 
В 1908 году в Успенском скиту было около 100 сестер, к 1917 году их число уменьшилось до 84.


 Интерьер церкви 1915 г.

В конце 1917 года монахиня Евпраксия была вызвана в Петроград во исполнение приказа архиепископа Петроградского Вениамина (Казанского) – будущего новомученика Российского – «О перевозке монастырских ценностей в надежные места». Ваулово показалось игумении Ангелине подходящим местом – и заведующая скитом перевезла святыни Иоанновского монастыря в Ваулово, где они и были зарыты в землю.
Из протокола заседания Артемьевского с/с от 28 января 1919 года известно, что в Ваулове находился отряд из Тутаевского уезда, командированный для ликвидации монастыря. Настоятель вауловских храмов отец Михаил Сретенский вынужден был покинуть скит. Часть сестер вместе с монахиней Евпраксией перешли в Иоанновский монастырь, который просуществовал до 18 апреля 1923 года. Другая часть сестер осталась в Ваулове и ближайших к нему деревнях – Луканском, Ефилове и других.
В 20-е годы обе церкви были разорены и разрушены. Семь икон, написанных на металле, переданы фабрике г. Тутаева «Тульма» на утилизацию, но дирекция фабрики эти иконы временно задержала как «незаконно туда попавшие». 25 февраля 1927 года по просьбе приходского совета Воскресенского собора г. Романово-Борисоглебска (Тутаева) все 7 икон, как не имеющие никакой ценности, были переданы в их храм. В числе этих икон был и чтимый Кронштадтским пастырем образ «Благодатное Небо», являющий собою непреходящую духовную ценность.

В 1927 году, вероятно по доносу, стало известно о том, что святыни Иоанновского монастыря зарыты в Ваулово. Ценности тут же были обнаружены, а в одной из ярославских газет появилась заметка под длинным заголовком: «Найден монастырский клад. 346 серебряных риз, крестов, лампад, подсвечников. Объяснение б. игуменьи».
Отец Михаил служил пока в храме Николы-на-Плесне, но в 1933 году он был арестован и сослан на 3 года в Казахстан. По возвращении отец Михаил с матушкой и дочерью Александрой поселились в селе Новеньком, батюшка наладил там пасеку и стал работать пчеловодом. После смерти матушки Александры отец Михаил получил назначение на священническую должность в Некоузский район, а потом – в Воскресенский собор в Тутаеве.   
Заведующая Успенским скитом вместе с игуменией Таисией и двумя сестрами жили недалеко от монастыря на частной квартире. Монахиня Евпраксия была так называемой лишенкой и, не получая карточек на хлеб, жила за счет благодеяний. В 1932 году, в ожидании неминуемого ареста, она передала приемной дочери игумении Ангелины Надежде Столбовой все хранившиеся у нее реликвии – портреты отца Иоанна с дарственными надписями и какую-то часть скитских и монастырских документов. Судьба их неизвестна. В марте 1935 года монахиня Евпраксия как социально опасный элемент была выслана из Ленинграда, дальнейшая судьба ее не известна

Последней (тайной) заведующей скитом (уже после его закрытия) стала мать Магдалина (в миру Мария Григорьевна Панкратьева). Она поступила в скит 25-летней девушкой в числе первых насельниц, появившихся в 1903 году, и в 1915 году была определена послушницей. После разорения Ваулова мать Маргарита оказалась в ссылке в Средней Азии. Отбыв там восьмилетний срок, она вернулась на родину и поселилась отдельно от семьи в маленьком домике, срубленном для нее братьями. По вечерам у нее собирались местные женщины, среди которых могли быть и уцелевшие сестры из Ваулова.
К 1930-м годам были полностью разрушены обе церкви, разобрана каменная ограда скита. Вауловское хозяйство вошло в состав племхоза №20 (ныне ОПХ «Тутаево»).
По этому поводу сохранился следующий документ:

"Постановлением ГИКа Губземуправлению поручено организовать в совхозе «Ваулово» производство семян луговых трав и приступить к изучению вопросов кормодобывания как имеющих для развития совхоза губернии громадное значение. В настоящее время Губземуправлением указанное хозяйство уже принято от Госмелиортреста и приступлено к работе по его восстановлению к указанным выше целям.

Самым необходимым является возведение скотного двора. Ремонт построек и приобретение скота.
 В 1950 – 1960-х годах в Ваулове размещалась государственная конюшня, а затем вместо нее появился совхоз «Ваулово», существовавший до конца 1980-х годов. Теперь хозяйство находится в ведении Тутаевского моторного завода.


С 1997 года стал потихоньку восстанавливаться Вауловский Успенский скит, организован православный приход. Первыми молитвенниками и тружениками были ученики Православной школы г. Тутаева, которые помогали очищать здания от мусора. В бывшем странно-приимном доме устроили домовую церковь в честь прав. Иоанна Кронштадтского. Раскопки частично уцелевшего фундамента церкви преподобного Александра Свирского и сохранившиеся фотографии храма позволили архитектору Владимиру Медведеву выполнить проект его восстановления.
  
В июле 2003 года Ваулово отметило 100-летие со дня основания. На руинах храма Александра Свирского был воздвигнут алтарь. Божественную литургию совершил Владыка Кирилл, архиепископ Ярославский и Ростовский.

В 2005 году была возвращена икона «Благодатное Небо» и установлен поклонный Крест в липовой аллее.
Торжественно празднуются в Ваулове дни памяти Небесных покровителей этого святого места – святого праведного Иоанна Кронштадтского и преподобного Александра Свирского. По липовой аллее, посаженной по благословению св.Иоанна Кронштадтского, которую здесь называют «канавкой Дорогого Батюшки», люди проходят с молитвой на устах. Есть и в Скиту почитаемая святыня - камень из пещеры преп. Александра Свирского на Валааме.



В настоящее время начинается возрождение скитской жизни.
В 2007 году в обители начали восстанавливать храм в честь Успения Божьей Матери. Внешний вид воссоздан по облику прежнего. 
 
Адрес: 152325, Ярославская область, Тутаевский район, п/о Столбищи, ц/у Ваулово, ул. Монастырская , дом 2.

Проезд до Вауловского скита:
Автобус Тутаев -  Осташево (остановка Ваулово), 6-40, 12-10, 16-20 (ежедневно)
Из Москвы, Ярославля, Рыбинска до Тутаева на автобусе, из Москвы до Ярославля на электричке
 
Источники:
http://www.leushino.ru/gazeta/14%2869%29.pdf
http://forum.yar-genealogy.ru/index.php?act=Print&client=printer&f=18&t=3630
http://otets-gennadiy.livejournal.com/41950.html
http://ioann.name/knigi/vaulovo.htm
http://virginhram.ru/hram/p/pb/pb_io_mo.html
http://ornin.narod.ru/dnevnik/1908.htm
http://www.rbstarina.ru/view_article.php?id=3
Видео: http://yaroslavl.rfn.ru/video.html?id=23668&type=r
Святой праведный Иоанн Кронштадтский и Вауловский Успенский жен ский скит: Материалы Четвертых Свято Иоанновских чтений на Романово Бо рисоглебской земле, посвящ. 100 летию Свято Успенского Вауловского скита, [8 июля 2003 г. ].— Тутаев: Б. и., 2004.— 72 с.: ил., портр.

пятница, 7 января 2011 г.

Свято-Михайловский кафедральный собор в г.Мозырь

(Туровская епархия, Беларусь)
В городе Мозырь по улице Комсомольской расположен кафедральный собор епархии - Собор во имя Архистратига Михаила.

В 1645 году отставной полковник Стефан Лозко построил для монахов бернардинцев небольшой деревянный монастырь, выкупив для этого часть холма напротив замка. Храм был построен как костёл в стиле позднего барокко в виде двухбашенной трехнефной базилики.

В 1648 году во время казацко-крестьянской войны обитель была уничтожена.

В 1745 году знатный и богатый род Аскерок начал строительство нового каменного монастыря бернардинцев, центром которого должен был стать величественный собор, строительство которого завершилось в 60-х или 70-х годах XVIII века. Прямоугольный в плане храм был разделен внутри двумя рядами колонн на три нефа: центральный и два боковых.


Архитектура собора соответствует белорусской форме базиликальных храмов эпохи барокко. Главный фасад представляет собой трехъярусную композицию с возвышающимися по бокам двумя башнями-колокольнями. В монастыре также расположились начальная школа и библиотека. В крипте костёла была устроена семейная усыпальница, где находили упокоение представители рода Аскерок.

В конце XVIII века, когда Беларусь присоединилась к Российской империи, бернардинский монастырь был закрыт, а в его корпусах расположились присутственные места Мозырского уезда и больница. Неоднократные пожары привели монастырский корпус к значительному разрушению.

В 1864 году храм, находившийся в плачевном состоянии, был передан Православной Церкви . Башни были перестроены на русский манер в духе классицизма: треугольные фронтончики и арочные проёмы в прямоугольных нишах.






5 сентября 1865 года храм был освящен по православному чину во имя святого Архистратига Михаила с правым приделом во имя святителя Кирилла Туровского.  


В революционные годы Мозырский собор святого Архангела Михаила избежал участи разрушенных святынь, но с 1937 по 1941 г. он был превращен в тюрьму НКВД Полесской области. По неполным данным в этой тюрьме было вынесено более 2000 смертных приговоров. В крипте храма сотрудниками НКВД было устроено массовое захоронение останков тех граждан, которые умирали под пытками в застенках НКВД.

   Икона Архистратига Божия Михаила

В связи с военными событиями в 1941 году храм был вновь открыт. В 1952 г. храм зарегистрирован советскими властями, начался ремонт.
 

В 1992 году по распоряжению Синода Белорусской Православной Церкви была возрождена древняя Туровская епархия. При Свято-Михайловском кафедральном соборе был создан отдел по работе с молодёжью, миссионерский отдел, отдел по изучению деятельности сект и новых религиозных движений.
Почитаемой иконой в Свято-Михайловском кафедральном соборе стала икона Божией Матери «Тихвинская».
В 2006 году во время чистки крипты старинного храма были обнаружены останки людей. Останки перезахоронили по церковным канонам в крипте, куда стали приходить молиться прихожане, чтобы почтить память казненных.
Теперь в крипте Свято-Михайловского кафедрального собора на месте мученичества тысяч людей создан храм в честь Новомучеников и Исповедников в земле Полесской просиявших.

  
  Алтарь в крипте Свято-Михайловского кафедрального собора

  21 ноября 2008 г., в день празднования престольного праздника Свято-Михайловского кафедрального собора открылся Церковный историко-археологический кабинет

 

21 ноября 2010 г., в день Собора Архистратига Божия Михаила, по благословению епископа Туровского и Мозырского Стефана в криптовом храме в честь новомучеников и исповедников была совершена первая Божественная литургия.


После Божественной литургии Владыкой Экзархом был совершен чин канонизации священномученика Алексия Могильницкого, пресвитера Лельчицкого.

 Завершился праздник по традиции большим Крестным ходом.

Есть в Мозыре еще одна благочестивая традиция. 13 сентября в Туровской епархии Белорусской Православной Церкви состоится главный епархиальный праздник - ежегодный Крестный ход Мозырь - Юровичи с чудотворной иконой Божией Матери Юровичская-Милосердная. Накануне в Свято-Михайловский кафедральный собор приносится чудотворный образ Божией Матери Юровичская – Милосердная.



После Божественной Литургии совершается Крестный ход в Юровичский Свято-Рождество-Богородичный мужской монастырь.


http://turov-eparhia.hram.by/?div=sobor&load=history
http://ru.wikipedia.org/wiki/