воскресенье, 7 марта 2010 г.

Спасо-Иаковлевский Димитриев мужской монастырь

Спасо-Яковлевский монастырь расположен на юго-западной стороне Ростова Великого, на берегу озера Неро.
Назван он в честь святителя Иакова, основавшего монастырь и почившего в нем. Иаков был изгнан из города ростовчанами за то, что заступился за приговоренную к смертной казни блудницу. Бросив в воды Неро свое одеяние, он встал на него и поплыл по озеру. Горожане, видя такое чудо, раскаялись, стали просить у него прощения и молили его вернуться в Ростов. Но Иаков сошел на землю там, куда «причалило» его одеяние, на котором он плыл и основал на том месте монастырь. В древности этот монастырь именовался Зачатьевским — по названию главного и единственного тогда деревянного храма, посвященного Зачатию праведной Анною Пресвятой Богородицы.

В первой половине 17 в. царь Михаил Федорович пожаловал монастырю вотчины и рыбные ловли. Был построен первый каменный храм - Зачатьевский собор (1686 г.), а монастырь присоединен к Ростовскому архиерейскому дому.

Колокольня

Во второй половине 18 в. была возведена каменная ограда с башнями, колокольней и новым храмом свт. Димитрия Ростовского. Поначалу обитель святителя Иакова была не столь известной, пока не были обретены мощи святителя Димитрия Ростовского (1752 г.). Множество паломников потянулось в монастырь за молитвенной помощью святителя.

В 1765 году к монастырю была приписана древняя обитель Спаса на Песках, с тех пор его стали называть Спасо-Иаковлевским Зачатьевским.
Собор Спас-Песоцкого монастыря был основан в XIII в. княгиней Марией. Теперь вместо прежнего деревянного собора построена каменная, пятиглавая церковь в честь Преображения Господня. В подклете собора располагался придел преп. Сергия Радонежского, впоследствии упраздненный.

Обитель посещали Государыня Императрица Екатерина II, Императоры Александр I, Николай I, Александр II, Николай II, члены Августейшей Фамилии. В 1836 году по прошению настоятеля обители архимандрита Иннокентия Синод благословил монастырю именоваться Спасо-Иаковлевским Димитриевым. В 1928 монастырь был закрыт, а в 1991 г. возвращен верующим.

Церковь Димитрия, митрополита Ростовского, в Спасо-Иаковлевском Димитриевском монастыре построена в стиле классицизма на средства графа Н. П. Шереметьев, поэтому в просторечье ее называют Шереметьевской. Изначально она предназначалась для мощей свт Димитрия Ростовского, но перенос мощей из Зачатьевского собора так и не состоялся.
Церковь пятиглавая, безстолпная, в трапезной два теплых придела: Никольский и Димитрия Солунского.
Рака с мощами свт. Димитрия Ростовского

находится в Зачатьевском Соборе.

В настоящее время в храме также почивают мощи святого Авраамия Ростовского, родоначальника ростовского монашества,

и Иакова Ростовского - под спудом (новая гробница основателя обители была установлена над местом погребения епископа Иакова — в проеме арки, соединяющей Зачатиевский собор и вновь сооруженный Иаковлевский храм).

Здесь же - чудотворная Ватопедская икона Божьей Матери - келейная икона св. Димитрия Ростовского. В день погребения святителя образ Ватопедской Богоматери был принесен в Яковлевский монастырь и оставлен при его гробе. Несколько позднее чудотворную образ Ватопедской Богоматери был помещен над царскими вратами соборного храма монастыря. По воскресным дням после вечерни икону на ремнях спускали вниз и читали перед ней акафист, привлекающий множество богомольцев. В 1848-1849 гг. по случаю вспышки холеры в Ростове икона Богоматерь Ватопедская, как высокочтимая святыня, не только монастыря, но и всего города, принимала участие в крестных ходах. В этом же соборном храме было еще две иконы Богоматери Ватопедской: в местном ряду и позади настоятельского места. В храме св. Димитрия, куда с 1909 г. на лето переносили мощи святого, над ракой находилась еще одна копия с чудотворного образа. В этом же храме в приделе св. Николая на передней мраморной доске престола было изображение Богоматери Ватопедской. Такое же изображение на мраморной доске было и на престоле в приделе, посвященном этой иконе в церкви св. Иакова, а также на восточной стене, в местном ряду придела и на паперти Яковлевского храма в большом киоте.

в 1963 г. Ватопедская икона находилась в закрытой церкви Успения Богоматери села Дивная Гора, откуда она была взята и вывезена на хранение в Москву архиепископом Ярославским и Ростовским Никодимом. В августе 1997 г. Ватопедская икона Богоматери была привезена в обитель ее наместником архимандритом Евстафием. В честь этого события в монастыре в день 25 августа было установлено ежегодное празднование возвращения чудотворной Ватопедской иконы Пресвятой Богородицы. Образ был установлен в Иаковлевском храме, с правой стороны иконостаса, рядом с гробницей святителя Димитирия.

Церковь Иакова, епископа Ростовского, выстроена в архитектурном стиле, повторяющем Димитриевскую церковь.


Она построена в 1836 г. на месте Иаковлевского придела Зачатьевского собора, вплотную примыкая к нему.

В 1916 г. в левой части трапезной был освящен придел Ватопедской иконы Богоматери «Отрада» или «Утешение» (не возобновлен).


Храм под Иаковлевской церковью - пещерный - построен в честь Воскресения Христова. Он располагается ниже уровня земли, так что в него даже не проникает дневной свет. В монастырской церкви были устроены подобия святынь Воскресенского храма в Иерусалиме (Храма св. Гроба Господня) и церкви Рождества Христа в Вифлееме, а именно: подобие Вифлеемской пещеры, Темницы Спасителя, Голгофы и Гроба Господня. Гроб Господень был скопирован довольно точно, вплоть до совпадения размеров и деталей убранства. Внутри Пещеры вдоль южной стены было устроено кирпичное ложе, покрытое мраморной плитой. На этой плите, в бронзовой раме под стеклом располагалась часть подлинного камня Гроба Господня. Ложе покрывала небольшая плащаница, поверх которой находилось Евангелие.

Символическая копия Вифлеемской пещеры была устроена в одной из ниш южной стены Воскресенского храма. В глубине ниши находилась икона Рождества Христова.


Копия Голгофы, по всей видимости, находилась в северо-восточном углу храма, в обширной нише стены.

Притвор Воскресенского храма был выделен в самостоятельный объем. Его северную часть занимает лестница, ведущая наверх. Под ней было устроено подобие Темницы Христовой, которая представляла собой маленькую изолированную камеру с решетчатой металлической дверью в южной стене и окном с восточной стороны, освещенную единственной лампадой. Внутри нее располагалась резная деревянная скульптура сидящего Христа (Спас Полунощный). Это помещение символизировало Темницу Христа — место, где Спаситель ожидал вынесения приговора.

После закрытия монастыря пещерный храм был разорен, в 2001 г. начато его восстановление.

Святые ворота

Часовня Иакова, епископа Ростовского, построена над святым источником свт. Иакова.

Святой колодец

В юго-западной башне Спасо-Яковлевского монастыря располагалась Толгская домовая церковь. В верхнем ярусе башни, прямо над храмом, устроена смотровая площадка.


Комментариев нет:

Отправить комментарий